РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE AS ONE OF THE DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF TRADE

Торговля является социально значимым видом предпринимательской деятельности. Основы торговой политики в России определены в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1]. В законе установлены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению; антимонопольное регулирование и информационное обеспечение в данной сфере; надзор за торговой деятельностью на уровне государства и контроль на уровне муниципальных образований.

В 2019 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия), основная цель которой состоит в формировании комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности посредством построения системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли: потребителей (покупателей), производителей и предпринимателей (продавцов) как субъектов торговли. Достижение поставленной цели возможно путем стимулирования всех форм предпринимательской активности.

В проекте Стратегии представлен раздел «Развитие электронной торговли» [2]. Электронная торговля не может полностью заменить традиционные торговые форматы, но развитие современных телекоммуникационных технологий передачи данных увеличивает роль электронной торговли в мировой экономике и в экономике Российской Федерации.

Процессы глобализации, постоянное развитие компьютерных технологий способствуют доступности и эффективности электронной торговли. В настоящее время распространены такие формы как интернет-торговля, интернет-каналы розничной торговли, интернет-магазины, интернет-покупка и др. В таблице 1 представлена характеристика указанных форматов[3].

Таблица 1.

Форматы электронной торговли

Форматы электронной торговли

Содержание

интернет-торговля

форма электронной торговли в сфере розничной торговли (B2C), при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети Интернет

интернет-каналы розничной торговли

создание для потребителей условий для заказа товаров и/или услуг через интернет, включая мобильный интернет

интернет-магазины

часть торгового предприятия/торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза

интернет-покупка

заключение и последующее выполнение договора между продавцом или исполнителем и потребителем о покупке товаров, услуг или цифрового контента в сети Интернет

[Источник: Стратегия развития электронной торговли в РФ на период до 2025 года]

 

По оценке экспертов, в России на долю Интернет-торговли приходится 3-4% от всего объема розничного товарооборота и отмечается ежегодный прирост при одновременном снижении оборотов розничной торговли.

 В настоящее время государственное регулирование электронной торговли в Российской Федерации реализуется в соответствии с общеотраслевыми нормами и федеральными правовыми актами. Электронная торговля является инструментом, снабжающим потребителей (физических и юридических лиц) на территории России товарами, имеющими физическую и ценовую доступность и производимыми в России и мире. Подходы к продвижению электронной торговли строятся на отсутствии серьезных административных барьеров в виде жестких и серьезных ограничений для организации и осуществления электронной торговли. Вместе с тем нет единой и комплексной методики учета статистических показателей электронной торговли, что затрудняет постановку целевых индикаторов в данной сфере и, соответственно, направлений дальнейшего развития.

Государственное регулирование торговли в целом заключается в создании комфортной потребительской среды посредством обеспечения баланса между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, недопущения административных и бюрократических препятствий. В проекте Стратегии подчеркивается необходимость развития семейных и фермерских магазинов, а также ставится задача по возрождению уличной торговли – стрит-ретейла, предполагающая расширение торговли вдоль пешеходных улиц за счет расположения небольших магазинов и кафе на первых этажах зданий.

В качестве основных направлений государственного регулирования электронной торговли в России определены: устранение таких сдерживающих факторов как низкий уровень подготовки участников онлайн экономических процессов; психологический барьер, выражающийся в недоверии потребителей к системе электронных платежей, боязнь мошеннических операций в Сети и частых отказов от покупок; отсутствие опыта электронных покупок, связанных с поведенческими особенностями и способами совершения покупок; отсутствие квалифицированных профессиональных менеджерских и маркетинговых кадров с соответствующей подготовкой для ведения торговли в Интернет-среде. Все задачи исходят, во-первых, из понимания электронной торговли как совокупности технических и организационных форм совершения финансовых и торговых операций, осуществляемых с использованием электронных систем; во-вторых, с такими преимуществами электронной торговли как возможность деятельности по всему миру, эффективность рекламных кампаний с помощью Интернета, снижение транзакционных издержек за счет сокращения посреднической цепочки и др.

В заключении отметим, что в условиях глобализации и широкомасштабной информатизации дальнейшее продвижение форматов электронной торговли будет расти.

Список литературы:

 

  1. Закон РФ от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Доступ из справ. - правовой системы «Гарант» [Электронный ресурс].
  2. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012 г.) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС «Консультант Плюс»
  3. Ермошина Т.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 17-23.