СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN RUSSIA DURING THE SOVIET PERIOD

Советский период является одним из интереснейших этапов в формировании, становлении и развитии административного судопроизводства в России. Он был очень специфичен и имел ряд своих особенностей.

Существуют различные точки зрения на счет развития административного судопроизводства в тот период. На текущий момент нет единой точки зрения и оценки того, что происходило в тот момент. Однако, подавляющее большинство исследователей уверено в том, что в Советский период административное судопроизводство не получило фактического развития. С этим трудно согласиться, так как развитие все же продолжалось, хоть и небольшими темпами. Это было связано с тем, что в тот период времени, да и на протяжении большего времени существования Советского Союза, шло отрицание института административной юстиции [1].

Так, например, ряд исследователей сходятся во мнении, что в 1917 году, когда к власти пришли большевики, система административного судопроизводства в Советской России носила бессистемный характер, и не была регламентирована. Нормативные акты, устанавливающие порядок применения мер административного принуждения, издавали разные советские органы: Совет Народный Комиссаров РСФСР (СССР) (далее — СНК СССР), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (далее — ВЦИК), в дальнейшем - Совет Министров РСФСР (СССР) [2].

Выделяют целый ряд органов, которые появились после Октябрьской революции 1917 года, чьей задачей являлось осуществление административного надзора:

  • административный надзор, осуществляемый вышестоящими должностными лицами;
  • административный надзор, осуществляемый Центральным бюро жалоб;
  • административным надзор, осуществляемый прокуратурой;

Позднее, в 1922 году, прокуратуре было поручено осуществлять контроль за административными правовыми актами. Таким образом «административная юстиция» стала формироваться как институт прокурорского надзора [3].

Так же появилась возможность обжалования гражданами злоупотреблений чиновников, нарушение исполнения декретов, распоряжений и решений центральной власти действий и органов управления.

В тоже время, в 1922 году, был введен судебный порядок обжалования действий нотариусов. Порядок действий определялся Положением о государственном нотариате, которое было принято Декретом СНК РСФСР от 4 октября 1922 года. Согласно данному положению предусматривалось, что в случае, если подавалась жалоба на действие или бездействие нотариуса, она направлялась в президиум народных судов.

Позже, в конце 1930-х годов было законодательно закреплено, что конфискация могла производиться как по постановлению суда, так и в предусмотренных законом случаях - по решению административных органов.

В 1937 году, после принятия Положении о Выборах в Верховный Совет СССР, появился и закрепился порядок обжалования неправильных сведений в списках избирателей [4].

В определенный момент, в 1939 году, были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик, которые предусматривали создание в союзных республиках так называемых «судей по административному и исполнительному производству», которые должны были действовать при районных судах. Однако, данная идея не получила реализации на практике.

Ближе к концу 1940-х годов, произошло дальнейшее развитие административной судопроизводства. Это было связанно с тем, что в тот момент шла подготовка к разработке проекта Гражданского процессуального кодекса РСФСР. В ходе данного процесса, выделились отдельные категории дел, при рассмотрении которых суды осуществляли контроль за действиями и решениями органов управления и должностных лиц. К данной категории дел относили: дела по жалобам на неправильности в списках избирателей; дела, связанные с проверкой законности наложения на граждан административных взысканий за правонарушения; дела о взыскании в государственный бюджет с граждан и колхозов недоимок по налоговым, страховым и другим платежам. Но в последствии, они так и остались только в теории не были реализованы на практике.

В 1950-е годы дела об административных правонарушениях стали рассматриваться в судах. В конце 1953 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене административного выселения из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих, служащих, прекративших трудовые отношения». Данный указ устанавливал, что выселение могло происходить только на основании решения суда. До этого момента выселения из жилых помещений происходило с санкции прокурора, и не требовало судебного вмешательства [5].

Аналогично, в 1956 году был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство». Он так же установил правила и порядок рассмотрения данных материалов судьями. Особенностью данных административных дел стало то, что постановления по данным правонарушениям не подлежали обжалованию и исполнялись незамедлительно [6].

На 1960-е годы пришелся скачок развития института административной юстиции. Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке», устанавливал, что все граждане и должностные лица, которые были подвергнутым штрафу в административном порядке, могли обжаловать данные постановление в суде по месту жительства.

Дальнейшим шагом в становлении административного судопроизводства стал   Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 года «О дальнейшем ограничении штрафов, применяемых в административном порядке». Согласно данному указу предусматривалась более подробная процедура обжалования в суде постановления об административном правонарушении. В тоже время, решение, принятое судом по итогам рассмотрения жалобы, обжалованию не подлежало.

Примерно в это же время, Верховный Суд СССР стал осуществлять контроль и обобщать практику рассмотрения дел об административных правонарушениях. Так, постановлением от 23 октября 1963 г. было запрещено заочное рассмотрение данной категории дел. Кроме того, Верховный Суд СССР указал, что лицам, участвующим в деле, предоставляются следующие процессуальные права:

- знакомиться с материалами дела;

- возбуждать ходатайство об истребовании дополнительных данных, документов, вызове в суд свидетелей;

- давать дополнительные пояснения после опроса свидетелей и исследования имеющихся в деле доказательств;

- привлекать к участию в деле защитника [7].

Позже, Указ Президиума Верховного Совета СССР 26 июля 1966 года «Об усилении ответственности за хулиганство» установил, что судьи, которые рассматривают дел об административных правонарушениях, могли в качестве мер наказания применить административный арест или исправительные работы.

Происходило дальнейшее развитие доступности и упрощения для граждан. Так, Указ от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» устанавливал регламент отношений, связанных с рассмотрением жалоб граждан на решения должностных лиц в государственных органах. Аналогично Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» установил право на обжалование получили водители, лишенные прав за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.

Особо бурное развитие административного судопроизводства и административной юстиции пришлось на конец 1970-х – 1980-ые года.

Первым значимым шагом стала Конституции СССР 1977 года. Она закрепляла право граждан обжаловать административные решения через суд. В дальнейшем был принят Закон от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий и решений должностных лиц, ущемляющих права граждан» и дополнения к нему. Он определял юрисдикцию суда, круг лиц, а также упрощал порядок рассмотрения жалоб. 

Отдельно стоит отметить факт, создания в 1984 г. первого Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП РСФСР). Он ввел подробные требования к ведению протоколов, новые виды постановлений, установил новый порядок процедуры рассмотрения дел об административных нарушениях, а также ввёл новую стадию – подготовку. В дальнейшем, он постоянно изменялся и дополнялся.

Последним значимым шагом стало принятие Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989 года, который внес ряд существенных изменений в порядок рассмотрения административных дел. Данный закон позволял обжаловать через суд решения органов государственной власти. Однако это касалось только индивидуальных административных правовых актов. Остальные акты рассматривались в порядке административной преюдиции [8].

Исходя из этого, мы делаем вывод, что, Советский этап развития административного судопроизводства в России является достаточно интересным и важным для становления его в России. Однако, данный вопрос остается открытым и дискуссионным.

 

Список использованной литературы

  1. Головко Владимир Владимирович, Москаленко Сергей Сергеевич Становление и развитие административного судопроизводства в России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-administrativnogo-sudoproizvodstva-v-rossii (дата обращения: 14.01.2020).
  2. Мурашева Л. Ф. Либеральные тенденции в развитии советского административного судопроизводства // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalnye-tendentsii-v-razvitii-sovetskogo-administrativnogo-sudoproizvodstva (дата обращения: 14.01.2020).
  3. Старилов Ю.Н. Административная юстиция в России // Lex Russica. 2016. №1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-yustitsiya-v-rossii-1 (дата обращения: 14.01.2020).
  4. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР от 9 июля 1937 года об утверждении "Положения о выборах в Верховный Совет СССР", ст. ст. 16-19.
  5. Указ Президиума ВС СССР от 10.09.1953 "Об отмене административного выселения из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения"
  6. Указ Президиума ВС РСФСР от 19.12.1956 г. «Об ответственности за мелкое хулиганство» от 19.12.1956 г. // Хронологическое Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства РСФСР 1954 - 1956 гг. М.: Госюриздат, 1957. С. 674-675.
  7. Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР, 1924-1963 гг. М.: Госюриздат, 1964. С. 317-329.
  8. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. — 1989. — № 22. — Ст. 416.