АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

TOPICAL ISSUES OF BUSINESS PLANNING

Как известно, бизнес-планирование является одним из наиболее всеобъемлющих, значимых и эффективных инструментов для реализации функций планирования и управления как для новых, так и для существующих предприятий. Многие работы ученых и практиков посвящены теме бизнес-планирования, его сущности и задачам, структуре и компонентам, а также методам реализации. В последние годы число таких рабочих мест быстро растет из-за растущего спроса населения на самостоятельный бизнес.

Как справедливо отмечают многие ученые в своих работах, планирование необходимо для любого предприятия, преследующего цель максимизации прибыли, и, особенно в условиях кризиса и в условиях повышенной нестабильности внешней среды, поскольку это динамичный процесс, который позволяет прогнозировать и учитывать изменения внешней среды, а также адаптировать внутренние факторы производства для дальнейшего развития и роста [1, 5, 6]. Более того, система управления рынком направляет компанию к планированию как к непрерывному творческому процессу в условиях неопределенности и непредсказуемости.

Подчеркивая важность стратегического планирования, следует отметить, что оно характеризуется определенной степенью неопределенности, временной ориентацией процесса и определенным горизонтом планирования. Степень неопределенности на российских предприятиях определяется как рыночной конъюнктурой, так и текущей ситуацией, которая характеризуется нестабильностью в политике и экономике, несовершенством рыночной инфраструктуры и законодательства. Ориентация на время, особенно интерактивное планирование, учитывает, как вы знаете, отношение к прошлому, настоящему и будущему. Процесс стратегического планирования на предприятии направлен на определение глобальной цели, выбор соответствующих стратегий на основе методов и моделей стратегического анализа, формирование синергетического бизнес-портфеля, его реализацию с использованием технико-экономического планирования и бизнес-планирования, а также определение основных показателей. стратегического плана. Таким образом, наиболее важным инструментом реализации стратегического плана организации должен быть бизнес-план.

Следует отметить, что роль бизнес-плана заключается в том, что он отражает полную картину будущего развития организации и выполняет множество функций. Бизнес-план - это документ, который включает в себя три наиболее важных компонента любого бизнес-проекта: бизнес-концепцию, маркетинг и финансы [4, 7].

Бизнес-план объединяет основные цели организации, стратегические аспекты ее функционирования, включая результаты маркетинговых исследований и маркетинговых стратегий, потенциальные проблемы и риски, с которыми организация может столкнуться в процессе достижения своих целей, варианты их минимизации, Организационная структура компании, а также важные финансовые вопросы, в том числе объем инвестиций и сроки их возврата.

Следует отметить, что научной проблемой исследования, проводимого авторами, является необходимость формирования теоретической и практической основы для бизнес-планирования, позволяющей предпринимателям и другим лицам достигать своих целей. На сегодняшний день проведено много исследований и разработан ряд методик, поэтому в данной статье предпринята попытка представить авторский взгляд на особенности современного бизнес-планирования, основанного на интеграции и обобщении различных подходов, с целью определения наиболее применимых и разумных способов составления бизнес-плана.

Бизнес-планы различаются по назначению, содержанию, структуре, объему и внешнему виду. В настоящее время создается впечатление, что бизнес-план необходим любому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, поскольку он обладает рядом однозначных преимуществ, в частности:

  • позволяет привлекать инвестиции и/или финансировать рискованный (венчурный) проект, запуск, расширение существующего бизнеса и т. д.
  • позволяет определить направление дальнейшего развития компании;
  • позволяет привлекать к сотрудничеству крупных поставщиков или других потенциальных партнеров;
  • позволяет обновлять стратегию и политику компании в соответствии с изменениями рыночных условий, поведения потребителей или действий конкурентных фирм;
  • позволяет получить финансирование для различных проектов;
  • продает эффект рекламы;
  • позволяет привлекать внимание высококвалифицированных специалистов;
  • выполняет функции обучения и самообучения в области бизнес-планирования, проведения маркетинговых исследований, разработки маркетинговой стратегии и т. д.

Бизнес-план обычно состоит из следующих основных компонентов:

  1. Резюме (краткий обзор предлагаемого бизнеса, самый важный раздел бизнес-плана).
  2. Описание (характеристика) предлагаемого бизнеса (полное описание предлагаемого товара, работ, услуг, технических решений, предприятий, включая основные характеристики и экономические преимущества).
  3. Исследование рынка и анализ рынка (оценка внутренней и внешней среды, анализ поведения потребителей, сегмента рынка, оценка емкости, размера и доли рынка, прогнозирование продаж).
  4. Производственный план (оценка потребности в оборудовании, оборотных средствах, расчет себестоимости продукции, затрат на производство и реализацию продукции, расчет инвестиций).
  5. Организационный план (структура управления, план персонала, план оплаты труда).
  6. Маркетинговая стратегия (план маркетинговых действий, включая стратегию развития компаний, продукт, стоимость и маркетинговые политики с использованием маркетинга 4P, 7p, 9P, 11 P и т. д., в зависимости от специфики предлагаемого бизнеса).
  7. Стратегия минимизации потенциальных рисков (выявление рисков предлагаемого бизнеса, оценка рисков и разработка стратегий для минимизации их воздействия).
  8. Финансовый план (отчет о прибылях и убытках, баланс доходов и расходов, активов и пассивов, расчет налогов, расчет возможностей возврата инвестиций, периодов окупаемости, безубыточности, финансовой устойчивости бизнеса и т. д.).

Вышеуказанная структура может варьироваться в зависимости от целей бизнес-планирования. Следует также отметить, что ученые различают различные типы бизнес-планов, классифицируемых по ряду признаков. В этом исследовании попытаемся классифицировать бизнес-планы в соответствии с основными принципами: форма и содержание. По содержанию различается бизнес-план нового бизнеса, в том числе инновационного и уже существующего. Необходимость составления бизнес-плана может зависеть от следующих факторов: реорганизация, реструктуризация бизнеса, принятие решения о разработке инновационного продукта, расширение ассортимента продукции, начало нового финансового периода, изменение поведения потребителей, попытка привлечь дополнительные инвестиции и высококвалифицированный персонал и др.

Презентация для потенциальных покупателей и партнеров часто требует мини-планов. Мини-план содержит не более 10 страниц и содержит информацию о бизнес-концепциях, рыночных и финансовых аспектах (движение денежных средств, бухгалтерский баланс и прогнозирование прибыли).

Рабочий или операционный бизнес-план может пониматься как инструмент управления бизнесом, предназначенный для внутреннего использования. Рабочий план должен быть представлен кредиторам, инвесторам и другим потенциальным партнерам. Бизнес-планы работы и презентации могут быть идентичными по содержанию. Кроме того, разработчик может добавить в план презентации несколько элементов, представляющих особый интерес для внешних подрядчиков. Это может быть графики, диаграммы, схемы, фотографии и таблицы. Следует согласиться с Т. Берри, который определяет простоту, доступность и лаконичность как определяющие условия успеха плана бизнес-презентации [9].

Разнообразные бизнес-планы, основанные на критериях формы, представляют собой недавно введенный электронный план (электронный план), который представляет собой электронный план для заинтересованных сторон, сотрудников и сторонних организаций, использующих планшеты. Этот вариант презентации должен быть представлен всем заинтересованным сторонам после бизнес-обсуждения.

Необходимо определить цели в стратегическом аспекте: обеспечение успеха бизнеса, распределение средств, ожидаемые доходы в ближайшие годы, положительное географическое развитие бизнеса, возможности для сотрудничества и взаимодействия и т. д.

Особое внимание следует уделить постановке финансовых и маркетинговых целей. В частности, необходимо, чтобы венчурные фонды, как правило, требовали значительного участия в решениях правительства. Выпуск ценных бумаг и привлечение инвестиций может привести к потере контроля над бизнесом и требует постоянного внимания. Бизнес-ангелы или неформальные инвесторы, в зависимости от требований стиля управления, могут либо принимать активное участие в делах компании, либо оставаться в стороне от ее деятельности. Как правило, кредитные платежи не нарушают условий договора, если недавно были получены своевременные кредитные платежи. При разработке бизнес-плана необходимо тщательно учитывать объем инвестиций, необходимый для реализации проекта, а также приемлемый уровень затрат на их использование (время для использования другими организациями). Кроме того, потенциал предлагаемого бизнеса требует специальных оценок: инновационный, финансовый, потенциал роста.

В конечном счете, активное развитие бизнеса будет способствовать повышению выживаемости российских предприятий и стимулированию их экономического роста [2, 3, 8]. Важно отметить, что ошибки в расчетах, сделанные в текстовой части бизнес-плана, несоблюдение логики представления материала, отсутствие анализа рисков, недостаточная разработка форсайт-проектов приводит к значительным экономическим последствиям.

Список литературы

  1. Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллин С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28161989 (дата обращения: 16.01.2020). 
  2. Ахметов В.Я., Кузяшев А.Н., Насретдинова З.Т., Ахмедина Г.Б. Экономическая реализация собственности через кооперацию // Вестник Евразийской науки, 2019. Т. 11. № 4. С. 51. URL статьи: https://esj.today/PDF/61ECVN419.pdf - https://elibrary.ru/download/elibrary_41358698_31803414.pdf  - (дата обращения 16.01.2020).   Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61ECVN419 (http://dx.doi.org/10.15862/61ECVN419)
  3. Верников В.А. Бизнес-планирование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиций [Текст] / В.А. Верников // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №4(20). С. 77-87.
  4. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта - новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - Издательство БАГСУ при главе РБ. - Уфа.- 2018. - № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 16.01.2020).
  5. Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям / А. Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2011. – 360 с.
  6. Любанова Т.П. Модернизация производства промышленных предприятий на основе стратегического и индикативного планирования [Текст] / Т.П. Любанова, Д.М. Зозуля, А.Е. Сафронов // Евразийский союз ученых. 2015. №6-1 (15). С. 50-53.
  7. Любанова Т.П. Бизнес-план: учебно-практическое пособие [Текст] / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Т.А. Грамотенко и др. – М.: «Книга сервис», 2004. – 96 с.
  8. Насретдинова З.Т., Ахмедина Г.Б., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Генезис кооперативных отношений в аграрной сфере экономики России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (27). С. 53-59.
  9. T. Berry. A simple business plan // Entrepreneur. URL: https://www.entrepreneur.com/article/78610 (дата обращения: 17.01.2020 г).