МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

MUSIC AND ART EDUCATION AS A FACTOR OF A PERSON’S EFFECTIVE COMMUNICATION

Юмор влияет на здоровье человека посредством определенных механизмов. Первый из них приводит к физиологическим изменениям, второй настраивает людей на позитивное видение жизни, что способствует снятию психосоциального стресса. В связи с этим можно утверждать, что юмор делает человека психологически, социально и физически счастливее.

Нельзя недооценивать роль, которую играет чувство юмора в решении межличностных проблем. Согласно исследованиям американского биохимика, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине П. С. Кендалла и Л. Г. Фишлера, люди, обладающие навыками решения таких проблем, являются проницательными и креативными, способными выражать себя и устанавливать причинно-следственные связи. [1, c. 55, 879-892]. Эти качества совершенствуются благодаря художественному и музыкальному образованию, которое позволяет человеку познавать мир, развивать мыслительные способности и повышать уровень владения базовыми навыками коммуникации, раскрывая потенциал личности и совершенствуя ее участие в жизни общества.

Люди выражают и воспринимают юмор различными способами. Профессор психологии Р. А. Мартин выделил четыре стиля юмора: аффилиативный (поддерживающий, направленный на других), самоподдерживающий (поддерживающий, направленный на себя), агрессивный (деструктивный, направленный на других), самоуничижительный (деструктивный, направленный на себя) [2].

Аффилиативный и самоподдерживающий стили позитивно воспринимаются обществом, так как оказывают положительное влияние на человека: помогают успешно устанавливать и сохранять межличностные отношения, объективно оценивать себя и окружающих, получать удовлетворение от качества жизни в социуме. Агрессивный и самоуничижительный стили юмора, напротив, характеризуются трудностями в достижении индивидом социальной компетентности, неспособностью в оказании эмоциональной поддержки, направленностью на разрушение личности.

В позитивном аспекте люди используют юмор, чтобы избегать стрессовых ситуаций, не причиняя вреда другим. Аффилиативный и самоподдерживающий стили юмора служат для развития межличностных отношений, воспитывающих уважение к окружающим. В агрессивном и самоуничижительном стилях юмора человек саркастично указывает на свои слабости, сглаживая собственную неуверенность.

С. Кэм и С. Тумкая изучили ряд навыков решения межличностных проблем наряду с факторами, где негативный подход к проблемам связан с негативными чувствами и мыслями; с другой стороны, конструктивное решение проблем указывает на чувства, мысли и поведение, способствующие эффективному решению противоречий [3, c. 5, 1-17].

Данное исследование представляет собой анализ восприятия индивидом художественно-музыкального образования, влияющего на формирование стиля юмора и навыков решения межличностных проблем у подростков, обучающихся в г. Ыспарта (Турция) [10].

Целевую группу составили 178 подростков, обучавшихся в обычной средней школе, а также 54 студента музыкального факультета и 60 студентов художественного факультета Высшей школы изобразительных искусств, включая 64 студента, не получивших художественного образования.

С целью изучения корреляции между стилями юмора, навыками решения межличностных проблем и половой принадлежностью были использованы «Опросник стилей юмора Мартина» и «межличностный опросник решения проблем», а также была разработана «Общая информационная анкета» для получения знаний о подростках и их школах [10].

Анализ результатов исследования показал, что у подростков, не получивших художественного образования, уровень агрессивного стиля юмора выше, чем у тех, кто учится на художественном факультете. [4, c. 37, 48-75], [5, с. 26, 295–319]. В то время как мальчики предпочитают агрессивный стиль юмора, девочки выбирают аффилиативный стиль [6], [7], [8], [9, c. 18, 209-219]. Способность к выражению эмпатии была характерна для девушек; при этом такие характеристики, как лидерство и доминирование, наоборот, присущи юношам, поэтому их агрессивный стиль юмора был направлен на удовлетворение потребностей в собственном превосходстве. Благодаря вышеупомянутым преимуществам, которые дает художественное образование, человек чувствует себя более уверенным во многих аспектах жизни и более развитым в сфере творчества.

Также было установлено, что юноши в большей степени проявляют неуверенность в решении межличностных проблем, чувствуя свою нестабильность в обществе. По своей природе девушки считаются более незащищенными и ранимыми, что заставляет их действовать настойчивее в трудных ситуациях. Результаты исследования показали, что подростки с аффилиативным и самоподдерживающим стилями юмора пользуются эффективными методами решения проблем. Мальчики предпочитают использовать юмор в социально неуместной манере, а для решения конфликтов чаще применяют негативные подходы; девочки эффективнее используют юмор, подходя к решению межличностных проблем более позитивно. Однако гендерные различия не должны являться помехой в развитии и социализации индивида как личности.

В традиционной системе образования практически не поддерживается развитие навыков эмоционального интеллекта, творческих способностей ребенка, его навыков межличностной коммуникации. В связи с этим, вопрос о важности квалифицированного художественного и музыкального образования, необходимого для воспитания личности, остается открытым.

 

Список используемой литературы

 

  1. Kendall P.C., Fischler G.L. Behavioral and adjustment correlates of problem solving: Validational analyses of interpersonal cognitive problem solving measures // Child Development. - 1984. - С. 55, 879-892.
  2. Martin R.A. The psychology of humor: An integrative approach, San Diego, CA: Elsevier Academic Press. – 2007.
  3. Cam S., Tumkaya S. Development of interpersonal problem solving inventory for high school students: The validity and reliability process // International Journal Of The Humanities. – 2008. - С. 5, 1-17.
  4. Martin R.A., Puhlik D.P., Larsen G., Gray J., Weir K. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the humor styles questionnaire // Journal of Research in Personality. – 2003. – С. 37, 48-75.
  5. Fox C.L., Dean S., Lyford, K. Development of a humor styles questionnaire for children // Humor. – 2013. – С. 26, 295–319.
  6. Soyaldin. S.Z. The relationships between anger expression styles and humor styles among secondary school students. - Yuksek Lisans Tezi, Mersin Univ. - Sosyal Bilimler Enstitusu, – 2007.
  7. Yerlikaya N. The relationship between humor styles and coping styles of high school students. - Yuksek Lisans Tezi, Cukurova Univ. - Sosyal Bilimler Enstitusu, – 2007.
  8. Akyol U. Self-compassion and humor styles as predictor of communication skills in adolescents. - Yuksek Lisans Tezi, Mugla Univ. - Egitim Bilimleri Enstitusu, – 2011.
  9. Kazarian S.S., Martin R.A. Humour styles, personality, and well-being among lebanese university students // European Journal of Personality. -2004. – С. 18, 209–219.
  10. Didin E., Akyol A.K. The Relationship of Art and Music Education with Adolescents' Humor Styles and Interpersonal Problem Solving Skills // Eurasian Journal of Educational Research. – 2017. №72. – С. 43-62. // DOI: 10.14689/ejer.2017.72.3