Особенности применения норм избирательного права на уровне муниципального образования

Features of the брать application of всюду electoral law at the пора municipal ноша level

Избирательное законодательство, на наш взгляд, является наиболее динамичной частью конституционного законодательства, потому как происходит совершенствование законодательства по средствам изменения и дополнения федерального законодательства о выборах и референдумах.

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации в качестве единственного источника власти признает многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет принадлежащую ему власть посредством государственных органов, органов местного самоуправления[[1]]. При этом, законодатель признает и такие формы прямого волеизъявления как референдум и свободные выборы.

Так, под выборами понимается свободное, демократическое и прямое волеизъявление народа, посредством которого избираются как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. Таким образом, народ выражает свою власть. Выборность как таковая, считается одним из основных принципов формирования властного аппарата во всей стране, как в ее центре, так и на периферии. Именно этот принцип позволяет легитимировать избираемую власть, через представителей, которые в последствии реализуют и осуществляет их права и законные интересы[[2]].

На сегодняшний день, правовая база регулирования проведения выборов на муниципальном уровне является достаточно объемной и обширной. В нее входят нормативно-правовые акты различных уровней, от Основного закона государства до международных документов. К основным можно отнести, например,

  • Конституция РФ;
  • ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[[3]].

Возвращаясь к непосредственной теме настоящего исследования отметим, что немалое значение в представленной системе источников права играют и такие муниципальные нормативно-правовые акты. Правовой акт местного самоуправления – это официальный письменный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или уполномоченным на то лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав как основной нормативно-учредительный акт определяет статус муниципального образования, а также структуру и основы организации и деятельности местного самоуправления. Этот документ должен быть принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации[[4]], местного самоуправление в России осуществляется в различных организационно правовых формах. Глава 5 ФЗ № 131, закрепляет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления[[5]]. Рассмотрим подробнее муниципальный референдум и муниципальные выборы. Референдум должен проводиться на всей территории муниципального образования и соответственно лишь по вопросам местного значения. Так как референдум отличается тем, что граждане в нем принимают непосредственное участие, поэтому предложение о его проведении исходит, как правило, от инициативных граждан, либо от общественных объединений, которые вправе выступать с такой инициативой. Главное условие, необходимое для легального проведения референдума, заключается в сборе подписей, направленных на поддержку проведения данного мероприятия. Их количество должно составить не менее 5% от общего числа участников референдума.

 Муниципальные выборы, проводимые в муниципальных образованиях, используются в случаях необходимости избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а также случаях, определённых законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В Российской Федерации в муниципальных образованиях избирательные права граждан могут быть реализованы в полном объеме, однако существуют случаи нарушения упомянутого нами ранее прямого избирательного характера. Рассмотрим коллизию, согласно п.1 ч.4 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[[6]] представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В итоге, представительный орган, формируется посредством делегирования, а не прямых выборов, что уже можно считать неконституционным.

Стоит отметить, что порядок избрания представительного органа местного самоуправления, установленный данной нормой, содержит в себе как минусы, так и плюсы. Положительный момент заключается в экономии больших денежных средств, которые могли быть потрачены на проведение выборов. Тем не менее, с другой стороны, положения, закрепленные в Федеральном законе №131 прямо противоречит Конституции РФ, которая регламентирует осуществление самоуправления с помощью прямых выборов или референдума, а не назначением представителей выборных органов местного самоуправления[[7]].

Возвращаясь к основной теме исследования отметим, что уставы некоторых муниципальных образований также предусматривает возможность осуществления местное самоуправление иностранным гражданам. Главное условие, которому должен соответствовать иностранец, заключается в его постоянном преимущественном проживании на территории соответствующего района.

Таким образом, в заключении настоящей научной работы можно сказать, что современное муниципальное законодательство устанавливает такие юридические факты, реализация которых может повлечь за собой некоторые процедурные конфликты, которые мы описали выше. Актуальность данной темы заключается в ее значении при становлении правового демократического государства. 

Учитывая статус, который закрепляет законодатель за ФЗ №67, все выборы как на государственном, так и на муниципальном уровне должны оставаться прямыми. В любом случае подробная теоретическая проработка поставленного вопроса позволит решить большинство проблемных вопросов и изъянов, существующих, на сегодняшний день, в сфере избирательного права на муниципальном уровне.

Список используемых источников:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  4. Гончаров В. В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир. 2010. №6. С. 12-17.
  5. Комментарии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) // А. А. Подсумкова, С. Е. Чаннов, отв. ред. С. Е. Чанов. 4-е изд., переработанное. М.: Ось-89, 2008. 545 с.

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. с. 3.

[2] Гончаров В. В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир. 2010. №6. С. 12-17.

[3] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. ст. 130.

[5] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

[6] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

[7] Комментарии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) // А. А. Подсумкова, С. Е. Чаннов, отв. ред. С. Еф. Чанов. 4-е изд., переработанное. М.: Ось-89, 2008. 545 с.