Проблемы внедрения налога на самозанятых

Problems of introducing a tax on the self-employed

В Российской Федерации количество граждан, неоплачивающих налоги исчисляется миллионами. Согласно сведениям Росстата, на сегодняшний день в неформальном секторе экономики заняты от 13 до 22 млн. трудоспособных граждан, которые не работают по трудовому договору и не ведут законный бизнес. Несомненно, что данные граждане ведут какую-либо деятельность для извлечения дохода, так как в современном мире по-другому не выжить. В соответствии с этим их работа и доходы не поддаются контролю, а, следовательно, государство не получает с них налоги.

С января 2019 года в четырех регионах нашей страны функционирует пилотный проект по использованию специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), введенный Федеральным законом № 422-ФЗ в ноябре 2018 года. Граждане и прежде зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые работают на территории города Москвы, Московской и Калужской области, и также в Республике Татарстан получили возможность «выйти из сумрака», не опасаясь претензий налоговых органов, а предприниматели получили возможность примерить к своему бизнесу наиболее выгодные налоговые ставки, чем УСН, ЕНВД или патент.

Самозанятость представляет собой способ получения необходимого для жизни дохода в качестве вознаграждения за свой труд в отличие от наемной работы непосредственно от заказчика.

К самозанятым можно отнести граждан, которые получают прибыль самостоятельно, не являясь индивидуальными предпринимателями, лично оказывая без привлечения работников другому физическому лицу услуги для личных, домашних или иных нужд.

По предложению Минфина, новая система налогообложения для самозанятых, в случае если их доход варьируется в пределах от 2,4 до 10 млн руб. в год, будет представлена следующим образом:

– 3% от заработка для тех, кто оказывает услуги физическим лицам;

– 6% от заработка для тех, кто работает с фирмами и юридическими лицами.

Налогообложение для самозанятых наступает с этапа регистрации в налоговой системе. Основным плюсом можно охарактеризовать то, что при уплате налогов отсутствует единая фиксированная ставка, а налог должен быть уплачен только с тех доходов, которые прошли через его банковский счёт или карту. В перспективе как один из методов влияния на налогонеплательщиков может быть введен запрет на пересечение ими границы РФ.

Легкость и привлекательность эксперимента для участников заключается в том, что:

- составлять отчетность, заполнять декларации, нанимать бухгалтера, работать с кассой не надо;

- закреплена сумма налога вплоть до 2029 года;

- не платить налог можно при перерыве деятельности;

- оформиться самозанятым, прервать деятельность, поменять налоговый режим возможно онлайн, без документов и посещения налоговой инспекции; через приложение «мой налог» либо в личном кабинете на сайте ФНС;

- осущетвлять открытую рекламу в сети Интернет,

- не скрывать стоимость услуг;

- увеличить уровень доверия клиентов, так как можно предоставить чек при получении денег, в подтверждение операции.

В случае, если посмотреть для кого выгоден этот спецрежим, то в первую очередь, это будут ИП с маленькими оборотами, функционирующих в одиночку. Кроме того, он выгоден физическим лицам, которые реализуют собственную продукцию либо оказывают услуги нянь, репетиторов и переживают, что ИФНС выявит их доходы и начислит налоги в полном объеме в размере 13%.

В основном оплачивать НПД соглашаются вновь зарегистрировавшиеся самозанятые. Массового перехода на этот налоговый режим действующих индивидуальных предпринимателей пока не происходит. И если изначально этот налоговый эксперимент был рассчитан на 10 лет, то в последнее время представители государства начинают все чаще озвучивать другие цифры и планы: государство может распространить этот налоговый режим на всю территорию РФ уже в 2020 году.

В планах у правительства мелькают следующие цифры: до конца 2019 года в России должно быть зарегистрировано 200 тысяч самозанятых. Учитывая показатели по пилотным регионам в первом квартале, такая цель выглядит вполне достижимой.

Первые шаги эксперимента показали, где могут возникнуть проблемы:

Из-за разной стоимости обслуживания физических и юридических лиц, многие банки запрещают применять гражданам личные счета в предпринимательской деятельности.

Многократные переводы на карту физического лица могут стать для банка подозрительными. Банк имеет право осуществить блокировку счетов, карт, транзакций, мобильных сервисов и приложений гражданина и требовать разъяснений о финансовом характере поступлений, источниках, и кроме того запросить подтверждающие документы, в рамках 115-ФЗ.

Также у каждого думающего и считающего свои деньги человека может возникнуть вопрос о будущей пенсии и о сравнении сумм отчислений по существующим налоговым режимам с предлагаемым?

Для самозанятых граждан установлена ставка налога в размере 4% и 6% в зависимости кем является источник получения денежных средств, физическим или юридическим лицом соответственно.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенный режим налогообложения, ставка налога также составляет 6%.

В чем разница режимов, плюсы и минусы.

Разница в том, что налоговый режим для самозанятых, не предусматривает обязательное отчисление сумм налога в Пенсионный фонд Российской Федерации. О своей пенсии самозанятый должен будет позаботиться самостоятельно.

К плюсам самозанятых, выбирая один их налоговых режимов можно отнести: отсутствие декларации и дополнительных платежей. А является ли обязательное отчисление в ПФР плюсом или минусом, мне кажется индивидуально.

Еще один момент на который надо обратить внимание, это возможное повышение стоимости работ и услуг самозанятых из-за легализации деятельности. Сумма налога может быть заложена в стоимость услуг, работ. Хотя многие клиенты самозанятых могут и не заметить повышение цены, в размере 4%. 

Возникновение реестра самозанятых граждан сопряжено с тем, что получаемые ими средства не облагаются налогом. В соответствии с этим, бюджет государства, Пенсионный и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не пополняются. Что касается самих самозанятых, они имеют все шансы остаться без пенсии в будущем. Однако концепция с налогом на самозанятость требует конкретного позиционирования и пояснений, для привлечения людей следует сформировать четкие стимулы. Потребуется приложить большое количество усилий и разъяснить населению, почему нужно, чтобы репетиторы, няни, в конечном итоге, вышли из тени.

На первом этапе налоговые сборы едва лишь превысят расходы на формирование системы, ведь вероятность того, что отмеченные миллионы граждан единовременно зарегистрируются в качестве самозанятых, низкая. И даже если это произойдет, сборы будут небольшие. Тем не менее, это считается верным шагом к обелению экономики. С таким посылом Российская Федерация оказывается в русле стандартных международных методик. В стране сформировалась очень масштабная теневая экономика, поэтому любые шаги к улучшению ситуации должны помочь повысить производительность труда.

Библиографический список

  1. Информационно-правовой портал Гарант.ру http://www.garant.ru/
  2. Мустафаева Э. Минфин РФ предложил ввести налог на доход самозанятых граждан // Комсомольская правда.-2018.-№3.-С.12-15
  3. Официальный сайт Госдумы http://sozd.duma.gov.ru/bill/551845-7
  4. Пятаков С. В России может появиться новый налог / С.Пятаков // РИА Новости. -2018. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180503/1519842348.html