ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ

THE USE OF DIFFERENT PROGRAMS ON THE LESSONS OF MATHEMATICS

По мнению В.С Малаховского [1], в третьем тысячелетии необычайно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее – активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им творческих, новых решений в различных ситуациях с использованием технологических средств. Это обстоятельство вносит существенные изменения в систему обучения общеобразовательных школ. Одно из изменений связано с необходимостью формирования у школьников информационно-коммуникативной компетенции. Эффективным средством формирования данного вида компетенции у учащихся является использование учителем в процессе обучения педагогических программных средств.

Педагогические программные средства (ППС) – это обучающие программы, демонстрационные программы, игры, разного рода тесты, наборы задач по уровням сложности в виде текстовых файлов и т. п.

Дадим характеристику и опишем методику работы с отдельными видами ППС при обучении математике в общеобразовательной школе.

Обучающие программы. Служат целям предъявления учащимся какой-либо новой информации и организации процесса ее усвоения. Должна учитывать исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся. Структура такой обучающей программы включает, как правило, следующие блоки: регистрация входа в программу, исходный контроль, предъявление материала небольшими дозами с упражнениями и поэтапным контролем усвоения, итоговый контроль, блок статистики.

На уроках математики обучающая программа, по мнению А. Я. Хинчина [3],  может использоваться учащимися при изучении нового материала, на этапах первично-закрепляющего и тренирующего повторения. Следует отметить, что на этапе тренирующего повторения учитель обычно использует обучающие программы в работе со слабоуспевающими школьниками или с теми, кто имеет пробелы в рассматриваемом материале, по каким-либо причинам.

Программы-тренажеры. Их цель, как отмечает Бухаркина М. Ю [2],  отработка одного (или небольшого числа) навыка на достаточно большом наборе однотипных заданий при ограниченном времени работы с программой. Структура программы: регистрация входа в программу, исходный контроль, поэтапное предъявление упражнений (с систематическим контролем правильности выполнения), промежуточный и итоговый контроль, блок статистики.

Стало актуальным проведение электронных конференций различных видов: конференции в реальном времени; телеконференции – отсроченные во времени дискуссии.

Таким образом, применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, совершенствовать самоподготовку учащихся, тем самым готовить школьников к дальнейшему самообразованию.

Список источников:

  1. Малаховский В.С. Числа знакомые и незнакомые. – Калиниград: ФГУИПП «Янтарный сказ»; 2014. – С. 250.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров. Под ред Е.С. Полат. – М., 2015 – С. 90.
  3. Хинчин А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики.// «Педагогические статьи». – М.: Академия Педагогических наук РСФСР, 2014. – С. 78-93.