ОСОБЕННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЯ С ПОЛИЧНЫМ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

В наши дни, коррупция является одним из опаснейших криминальных явлений, которое ставит под удар основы государственной власти и управления, полностью подрывает авторитет власти в глазах граждан и затрагивает конституционные права и интересы граждан[1]. Из-за внедрения коррупции во все сферы жизни общества, опасность происходящего в стране и в мире сильно растет. Также, институт взяточничества оказывает большое влияние на принцип социальной справедливости. 

Главная опасность взяточничества кроется в том, что данное преступление очень часто сочетается с иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Это могут быть такие преступления как: организованное хищение имущества, незаконное приобретение оружия, легализация денежных средств и многие другие.

В Российской Федерации в Федеральном законе «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением , дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение выше указанных деяний от имени или в интересах юридического лица[2].

Одна из самых эффективных форм обнаружения взяточника – это тщательно спланированная тактическая операция «задержание с поличным». Тактическая операция – это совокупность следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся по единому плану и направлены на решение задач с учетом сложившейся ситуации.

Задержание с поличным – это одно из сложнейших следственных действий, которые позволяют сотрудникам правоохранительных органов получить какие-либо важные доказательства, изъять предметы взятки, изобличить виновного под действием сильнейшего психологического давления.

В связи с этим успех данной операции очень сильно зависит от учета многих особенностей, таких как, время и место дачи взятки, предмета взятки, способ фиксации факта взяточничества в целях дальнейшего использования данной информации. Для удачного проведения тактической операции обязательным является определение точного состава членов оперативной группы, их четких обязанностей, а также перечень необходимых технических средств.

Чаще всего задержание взяткополучателя и коррумпированного должностного лица происходит непосредственно в момент получения взятки. Иногда возникают ситуации, когда задержание происходит в момент передачи взятки или во время его реализации.

Такая тактическая операция, как задержание с поличным требует сочетания различных следственных и оперативных действий. К ним относятся наблюдение за преступниками, наблюдение за местом их встречи, а также задержание после дачи взятки или после получения взятки.

Задержание с поличным чаще всего происходит в следующих случаях:

  1. Когда существует заявление от лица, подвергшемуся вымогательству. Данное лицо активно способствует задержанию и разоблачению взяточника.
  2. Если лицо, которое получает взятку уже неоднократно было замешано в данном преступлении и этот факт вызывает негативную реакцию со стороны передающих взятку. Также сюда относятся случаи, когда схема дачи и получения взятки очень простая, например, должностное лиц получает взятки в час приема граждан по личным вопросам.
  3. Если у сотрудников правоохранительных органов есть достоверные сведения о прошлых эпизодах получения или дачи взятки и есть информация о предстоящие встрече по данному поводу.

В настоящее время одним из дискуссионных вопросов является назначение руководителя тактической операцией по задержанию взяточника. Некоторые ученые сходятся во мнении, что руководителем должен являться следователь, так как это лицо, которое в целом отвечает за весь ход предварительного расследования. Но, при расследовании данных преступлений операции по задержанию довольно часто осуществляются до возбуждения уголовного дела. Соответственно, данная операция может осуществляться с участием следователя и без участия следователя[3].

В практике по данному вопросу имеется два направления. Первый – ситуации, в которых оперативные органы передают заявления и весь имеющийся материал прокурору. Прокурор в свою очередь направляет материал следователю и таким образом задержание происходит с его участием. Вторая ситуация – задержание с поличным происходит полностью органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. После проведения операции весь материал направляется в прокуратуру.

Оба случая имеют место и не нарушают закон. Среди ученых есть мнение, что при участии следователя он превращается в свидетеля преступления и это исключает его последующее участие в деле. Но мы не согласны с данной позицией.

Во-первых, тактическая операция предполагает возможным доведение преступления до окончания под контролем, хоть и негласным, оперативных и следственных служб. Для этого создаются условия, способствующие совершению преступления, но при этом оставляется возможность проверяемому лицу поступить тем или иным образом. Вся суть данной операции сводится к тому, чтобы раскрыть момент получения взятки.

Во-вторых, следователь не будет являться свидетелем, так как возможность наблюдать за дачей или получением взятки он имеет лишь по техническим каналам связи и то в довольно сжатой форме. Получается, что следователь –  это не свидетель преступления, а участник операции или ее руководитель. Следователь выполняет свои прямые функции по сбору и проверке доказательств.

Кроме вышеуказанных доводов, можно добавить, что в некоторых случаях необходимо участие следователя по делам о получении взяток должностными лицами правоохранительных органов. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального Кодекса преступления в отношении должностных лиц расследуются исключительно органами прокуратуры[4].

Для того чтобы более полно и всестороннее установить обстоятельства преступления следует подключать к расследованию следователя прокуратуры. Именно он может подготовить все необходимые документы, решить вопрос о возбуждении уголовного дела, задержать подозреваемых при необходимости и вынести постановления о проведении неотложных следственных действий. Также следователь может дать поручения оперативным работникам для быстрого проведения различных оперативных мероприятий, чтобы сразу установить полную картину преступления. Если рассматривать компетенцию оперативных работников, они могут лишь захватить преступника с поличным и составить акт об изъятии денежных средств. Соответственно, следователь исходя из  своей компетенции выполняет такие действия как содержание осмотра места происшествия и фиксирует результаты оперативного эксперимента.

Наиболее часто применяемым и результативным оперативно-розыскным мероприятием является оперативный эксперимент. В ходе данного мероприятия создаются условия, с помощью которых происходит выявление, предупреждение и пресечение преступлений. Общие основания проведения оперативного эксперимента отражены в 7 статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[5]. Оперативный эксперимент должен проводиться на основании соответствующего постановления. Если не соблюдать вышеуказанные условия, то оперативный эксперимент будет признан незаконным. А если он будет признан незаконным, его результаты нельзя будет использовать в качестве доказательства по уголовному делу.

Данное оперативно-розыскное мероприятие можно проводить лишь в отношении каких-либо конкретных лиц, которых подозревают в совершении преступления. Оперативный эксперимент проводится с использованием различных технических устройств аудио и видео записи в  целях избежания необоснованных ходатайств со стороны обвиняемого. В дальнейшем все записи используются в качестве доказательств по конкретному уголовному делу.

Как известно, провокация взятки запрещена, поэтому фактически главным условием для проведения эксперимента является инициатива в получении взятки от самого взяткополучателя.

Оперативный эксперимент определяется как способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лица, обоснованно подозреваемого в подготовке или совершении средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений. В данном случае ни в законе, ни в комментариях нет строгого указания, что следователь не вправе участвовать в закреплении результатов эксперимента путем, допустим, осмотра места происшествия. В связи с этим практика и нормы права допускают такой вариант фиксации результатов оперативного эксперимента сразу после его проведения. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тактическая операция задержания взяточников с поличным имеет три стадии: 1) стадию подготовки (организация и планирование); 2) стадию реализации (рабочая часть); 3) заключительную стадию.

На современном этапе коррупция в криминогенном значении – это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации явление, пронизывающее ветви власти, составляющие совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан[6].

Одним из факторов, благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым представляющий должностным лицом возможность применять его по собственному усмотрению с целью обогащения. Устранить этот фактор коррупции в идеале способен законодатель посредством точно определенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных лиц зафиксировать решение, заложенное в самом законе.

 

Список использованной литературы и источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. №31. СТ. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) СЗ РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"// СЗ РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349
  5. Самойлов А.Ю. Особенности задержания взяточников с поличным// Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017.С.132-135.
  6. Сафарук Д.В. Некоторые аспекты задержания с поличным во время получения взятки// Балтийский юридический форум "закон и правопорядок в третьем тысячелетии". 2015. С. 15-19.

 

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. №31. СТ. 4398.

[2] Федеральный закон от 25.12. 2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228

[3] Самойлов А.Ю. Особенности задержания взяточников с поличным// Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017.С.132-135.

[4] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) СЗ РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

[5] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"// СЗ РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349

[6] Сафарук Д.В. Некоторые аспекты задержания с поличным во время получения взятки// Балтийский юридический форум "закон и правопорядок в третьем тысячелетии". 2015. С. 15-19.