АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ACTIVE TEACHING METHODS AT ELEMENTARY SCHOOL

Всё чаще педагоги в общеобразовательных учреждениях приходят к выводу, что при огромном объеме информации урок должен становиться более содержательным, интенсивным, его форма должна быть разнообразной и направленной на познавательную активность школьника. Для обеспечения всех этих потребностей необходимо применение активных методов и форм обучения.

Проведя анализ мнений ученых, педагогов и психологов, можно сделать вывод, что активные методы обучения являются педагогической технологией, позволяющей развить у обучающегося самостоятельность, инициативность во время урока, также активные методы обучения позволяют выявить творческий потенциал ребенка и стимулируют детей на активную деятельность во время обучения. Проанализировав подходы к определению активных методов обучения в научной литературе, выявили некоторые формы проведения и организации учебного процесса, которые могут быть использованы как цельное учебное мероприятие (цикл таковых) или для проведения частей урока:

  • игровые, интерактивные, исследовательские, коммуникативные технологии;
  • технология проблемного, проектного обучения;
  • обучения в сотрудничестве;
  • деловые игры;
  • интерактивные семинары;
  • тренинги.

Из всего выше сказанного можно подобраться к определению активных методов обучения. Активные методы обучения – это совокупность методов, которые помогают обучающимся обеспечить мыслительную и практическую активность в процессе изучения материала урока. Строятся данные методы на направленности в игровом, практическом и творческом характере обучения.

Активные методы обучения позволяют решить массу задач в ходе учебного процесса, например: повышение интереса к изучаемому предмету; нахождение связи между изучаемым материалом и настоящей жизнью; повышение научной активности на уроке; умение логически рассуждать и находить решения самостоятельно; умение организовать себя и улучшить свои коммуникативные навыки.

После ознакомления и обработки методов в педагогике можно представить принцип активности, заключающийся в целенаправленной активности обучающегося изучать, осмыслять и перерабатывать данные, также данный принцип должен учитывать индивидуальные особенности, в том числе и возрастные.

Достичь положительных результатов, учителю начальной школы, в решении данных задач, поможет правильный подбор данных методов. Для правильного подбора методов необходимо соблюдать следующие критерии:

  • анализ целей и задач;
  • проверка соответствия методов возрастным особенностям обучающихся.

Также педагогу следует забывать про время отведенное на урок (не все задуманное реально уложить в стандартное время урока – 45 минут) и оснащение кабинета всем необходимым для реализации выбранного метода (компьютеры, смартдоска и т.д). Собственные возможности (личностные качества, опыт работы, желание, профессиональное мастерство и достаточный опыт в проведении данных мероприятий) и принципы обучения важно учитывать при отборе материала.

Педагог обязан находиться в курсе отличительных характеристик форм обучения, ибо без них не представляется возможным правильно  определить и применить необходимый метод в учебном процессе.

Отличительной характеристикой является:

  • игровая направленность;
  • сочетание возможный участников обучающего процесса: групповая, индивидуальная, парная;
  • разнообразие активностей на занятии: интеллектуальная, социальная, личностная;
  • развитие творческих навыков и способности к коммуникации;
  • учет особенностей психики обучающегося, образовательного уровня и дидактических принципов;
  • интерактивность;
  • постоянное вовлечение в процесс и коммуникация обучающихся между собой;
  • высокий уровень эмоциональности.

Использовать активные методы обучения можно частично или на протяжении всего урока в зависимости от предполагаемых целей и задач конкретного занятия.

Важно сразу задать темп и заинтересовать обучающихся в процессе изучения новой темы, поддержание данных моментов также играет не последнюю роль. Методы «Поиграй со мной», «Улыбнись, ведь жизнь прекрасна», «Давай дружить» направлены на решение данных задач.

В начале и в завершении подачи материала для проверки эмоционального фона обучающихся, можно провести данные игры: «Солнышко, облачко и тучка», «Веселая радуга». Игровая составляющая, насыщенность и эмоциональность подачи материала является доминирующем преимуществом данного метода.

С помощью упражнения «Возьми меня» преподаватель может решить сразу несколько задач»:

  • подвести ребят к изучению новой темы
  • исходя из условий игры, вместе с ребятами определить цели и задачи
  • создание благоприятной обстановки для развития индивидуальных качеств, творческих способностей
  • увеличение учебной мотивации и активности

Подвести итог про прошедшей теме можно с помощью таких методик, как: «Необходимые вещи», «Необычный подарок». Провести данный метод следует так: картинки с цифрами или предметами крепим на доску. В зависимости от предмета, проводимого на уроке если проводится урок математики, то каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю (три яблока) потому, что эта картинка удовлетворяет решение задачи». Если же урок русского языка, то ответ будет следующим: «Я покупаю (зайчика) потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку [1].

Упражнение «Подбери и запомни», которое главным образом можно практиковать на занятиях математики даст обучающимся зафиксировать пройденный материал, автономно от выводов преподавателя придти к каким-либо заключениям, научиться думать, анализировать свои действия, рассуждать.

Для выявления положительности результат проводимых занятий считаю возможным проводить такие мероприятия как: «Мешок желаний», «Помощь друга». Они дают возможность понять ценность материала, который ученики прошли на занятии, дают пронять правильность и эффективность поставленных задач. [2].

Таким образом, нами были проанализированы различные методы, их результативность и эффективность применения активных методов и форм обучения на занятиях в начальной школе.

 

Список литературы:

  1. Симонова Е. С. Методы на занятиях в школе // Школьный вестник. 2014. Т.9. №5. С.49-51
  2. Трофимова С. К. Познавательные занятия в начальной школе // Начальная школа. 2012. №9. С. 121-124.
  3. Ахтямова Г.С. Активные методы обучения в начальной школе // С.-Петерб. образовательный вестн. - 2017. - №8 (12). – С. 30-32. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (10.01.2020).