ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN

В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, далекие традиции, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отразились более целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме

В нравственном воспитании школьников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств по отношению к родному краю, к окружающим людям, особенно старшим и родителям. Нравственное воспитание должно идти по всем направлениям и каждый день, ведь учитель воспитывает своих учеников на каждом уроке, на перемене и во внеурочной деятельности.

В духовно-нравственном отношении с детьми проводится много мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, чтение фольклорных произведений, классные часы на тему нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание детей – важная педагогическая область: это и фольклор, это и театр, и естественные науки. Духовно-нравственное воспитание помогает детям развиваться и расти душой.

Важной основой формирования духовно-нравственной стороны обучающегося становится организация совместной деятельности детей, которая приводит к развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых дети получают представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Хочется особенно отметить как пример, фольклорный кружок. В своей работе педагоги данных кружков обращаются к  воспитанию духовной культуры через проведение праздников, которые связаны с традициями русской земли (Масленица, тематическая проектная деятельность. посиделки) и регионального (башкирского) компонента (Сабантуй, чтение эпосов башкирского народа, сказок и легенд, постановки на данные темы, посещение музеев), потому что данные направления особенно актуальны для детских праздников.

В данной статье хотелось бы обратить внимание на такое направление как фольклор, и как через башкирский фольклор воспитать духовно-нравственную личность. Каждый народ имеет свое наследие для духовно-нравственного воспитания. У башкир ведущее место в устно-этническом творчестве занимают эпические произведения. Особо выделяется поэма «Урал», в которой рассказывается о Урал-батыре, эпическом предке башкир. Урал-батыр завоевал бессмертие в природе и своему народу. В эпических сказаниях «Кусяк-би», «Идукэй и Мурадым» повествуется о межплеменных распрях, о борьбе с татаро-монгольскими завоевателями. В эпосах «Кузый - курпэс и Маян–хылу», «Заятуляк и Хыухылу» социально-политические явления сочетаются с темой любви и преданности. 

Большое место в фольклоре башкир занимают сказки. Они представлены разнообразными, богатыми сюжетами- героические, волшебные, бытовые и др. Волшебные сказки обычно содержат веру в силы человека, в его возможности в борьбе с явлениями природы. Героические сказки содержат идеи и образы эпических поэм. Бытовые - отличаются  злободневностью, показом социального неравенства, противопоставлением богатства - бедности, ум - глупости, добра- злу.  Любимыми героями в сказках являются Таз («плешивый»), падчерица, Алдар. 

Башкирское устное народное творчество является главной формой проявления духовной культуры детей школьного возраста вплоть до начало ХХ века. Они обширны по своему объему и разнообразно по жанрам: героические поэмы (кубаир); романтические сказания; исторические песни; баиты; сказки; легенды; и т.д. В них нашли яркое отражение богатый внутренний мир; история; быт; мечты и чаяния башкирского народа.

В устно-поэтическом творчестве башкир значительное место занимает эпос, который в народе называют кубаир, иртяк, хикият, кисса.Эпос - поэтическая история народа, его художественная история. Важные признаки эпоса: героический характер его содержания. Стихотворную форму, тесно связанную с напевом и музыкальное исполнение. Герои башкирского эпоса - это народный батыр; основное содержание – борьба героя за интересы рода, племени, народа. Башкирский эпос бытует не только в стихотворной, но и стихотворно-прозаической и даже прозаической форме.

Творцами и хранителями башкирского эпоса были народные сказители - сэсэны. «Сэсэн» связывается в сознании башкир с высокими духовными качествами человека, а затем уж- с импровизаторским талантом и поэтической находчивостью, острословием; справедливостью суждений и поступков. Однажды сказанное ими поэтическое слово передавалось с поколения в поколение, как ценимый завет.

Древность кубаиров - это бытование их вместе с напевом. Древний стих, как правило, напевался, все они основаны на повторах. Каждый слог эпоса не поется, а сказывается, слог соответствует звуку. По отношению к тексту напев играет вспомогательную роль. Исполнение основано на импровизации [1, с. 7].

Детям можно рассказать про Божество Хумай в башкирской мифологии – это богиня-мать прародительница, покровительница, особенно рожениц и новорожденных.

В кубаирах (эпосах) «Урал-батыр» и «Акбузат» персонаж Хумай – златовласая дочь царя Самрауа и Солнца. Она изображается то в образе лебедя, то в образе женщины. В эпосе бессмертное существо, способное жить и на небе, и на земле. Хумай – жена земного человека Урала, мать батыра по имени Идель. После смерти Урал-батыра Хумай возвращается на его родину лебедем ы сопровождении птиц и животных. Возвращается она защитницей башкир. Она охраняет народ Урал-батыра от бед и несчастий, невзгод и страданий. С тех пор башкиры не трогают лебедей, не едят  их мясо, верят, что лебеди – их родственники, дети Матери Хумай. Таким образом, в башкирских кубаирах девушка-лебедь Хумай является дочерью божественной четы – Божества Самрауа и богини Солнца. В башкирских сказках Хумай предстает как птица счастья. О том, что человек, на чье плечо села птица Хумай, становится безмерно счастливым, записано множество  легенд и мифологических рассказов [2, с. 11].

В башкирской мифологии сохранились реликты древнетюркских представлений о богине Умай/Хумай. В отдельных мифологических рассказах Умай/Хумай является верховным женским божеством, супругой Тегри, божеством земли. Она красива и молода, лунному свету подобны ее серебристые волосы. По радуге нисходжит богиня на землю, и солнечным огнем горит в ее руках золотой лук, из которого разит она злых духов.

В мифологическом эпосе «Урал батыр» Самрау – главное божество. Он живет на небе. В эпосе Самрау – царь птиц и неба. Солнце и Луна – его жены. У Самрауа от Солнца и Луны есть дочери Хумай и Айсылу, которые могут превращаться то в человека, то в птицу.  Как и их отец, дочери обладают даром ясновидения. Дочери Самрауа имеют божественное происхождение. Сам Самрау – божество не только неба и птиц, но и земли, и подземелья. По-видимому, Самрау был одним из наиболее древних божеств предков башкир.

Во время изучения мифов и сказок происходит освоение духовных ценностей обучающимися через восприятие сюжетов и образов с помощью использования наглядных пособий, укрепление в сознании норм морали и ценностей. Интеграция этих компонентов позволяет обучающемуся эффективно освоить не просто знания о культурных нормах, но и убеждает его в их рациональности и необходимости следовать им в жизни.

Грамотно оформленный, понятный и богато иллюстрированный учебный материал, передаваемый с помощью современных мультимедийных средств, вызовет у школьника положительные эмоции, повышающие интерес к предмету, а также окажет огромное позитивное влияние на учащегося. Образы и звуки не столько направляют ход мыслей слушателя или зрителя (как при восприятии печатной информации или линейного рассказа), сколько, будучи обращены к чувственной стороне субъекта, создают модели узнавания. А именно этого и требует рассматриваемый нами предмет, сугубо рациональное и «внечувственное» восприятие которого вообще не имеет смысла для достижения целей, поставленных перед ним.

Для духовно-нравственного воспитания детей башкирская  культура накопила огромный материал не только материальной ценности как книги, но и огромный потенциал для дальнейшего развития и анализа внутреннего мира детей.

Список литературы

  1. Бухарова, Г.Х. Башкирский народный эпос «Урал батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ [Текст] / Г.Х. Бухарова. Уфа: Вагант, 2008. 352 с.
  2. Хисамитдинова, Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка [Текст] / Ф.Г. Хисаметдинова. М.: Наука, 2010. 455 с.