РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УЧЕТА РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ ПАССАЖИРСКОГО АТП

DEVELOPMENT OF AUTOMATED SYSTEMS FOR ACCOUNTING THE WORK OF DRIVERS AND CONDUCTORS OF PASSENGER ATP

Трудовой кодекс РФ рабочее время определяет в ст. 91, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.[1]

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей регламентируются Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".[2]

На сегодняшний день основным средством учета рабочего времени водителя является первичная документация, такая как  - путевой лист. На основании п.14 ст.2 ФЗ № 259-ФЗ"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.[3]

Путевой лист автобуса Форма 6 [4] – это первичный документ по учету работы автобуса. Путевой лист является основанием для начисления заработной платы водителю автобуса на пригородных и городских маршрутах. Путевой лист выписывают в одном экземпляре диспетчером или лицом, уполномоченным на оформление подобного рода документов (например, механиком).

На данный момент ведении путевых листов только в бумажном виде уже устарело. Для автоматизации работы диспетчеров, сокращение трудовых затрат на оформление путевых листов и внесение точных данных в программу в работу экипажа возможно внедрить средства автоматического учета рабочего времени.

Данные средства увеличить скорость обработки информации, без труда подсчитать сколько времени отработал каждый водитель/кондуктор, быстрой сделать расчет заработной платы.

Для автоматизации учета рабочего времени современные технологии предоставляют широкий простор. Можно вооружить персонал карточками со штрих-кодами, магнитными картами или контактными смарт-картами, которые сотрудники и будут предъявлять соответствующим ридерам, отмечая свой приход на работу и уход с нее.

Наиболее перспективным способом идентификации персонала является  биометрические средства учета.

Биометрическое средство учета – биометрический терминал, устанавливается непосредственно на рабочем месте водителя. Посредством прикладывания указательного пальца к сканеру отпечатков пальца на устройстве происходит идентификация личности. За счет того что данная программа полностью адаптирована под пользователя он полностью совместима с программным обеспечением 1С и позволяет автоматически в ней формировать отчет о работе.

Данные поступающие при считывании отпечатков пальцев – ФИО  водителя, время, государственный/гаражный номер транспортного средства. При получении этой информации одним потоком данные вместе с координатой местоположения поступают к диспетчеру. Данные распределяются по необходимым ячейкам путевого листа в программе Автоматически заполняются поля «Реквизиты» указывает ФИО водителя, гаражный номер автобуса; «Смена» (ФИО водителя и начало времени работы); «Рабата и ГСМ» (время выезда транспортного средства).

Удобство данного метода заключается в том, что устройство занимает минимальное количество места, удобно в использовании, не занимает большого количества времени для считывания информации, отсутствия возможности отметки времени другим сотрудником.

Перед началом рабочей смены водитель получает у диспетчера путевой лист и рабочее расписание, проходит медицинский осмотр и получает разрешение на выход в рейс у механика.

Перед выездом из АТП механик должен подтвердить выезд на линию путем отметки в считывающем устройстве. Эти данные автоматически заполняют реквизиты в шапке путевого листа в программе указывая там фамилию механика выпустившего на линию данное транспортное средство. В отличие от использования других средств идентификации, отпечаток пальца нельзя передать другому сотруднику, забыть или потерять, тем самым это позволяет на 100% быть уверенным в том, что информация достоверна.

Одновременно с этим водитель в течении 60 секунд необходимо отметиться в биометрическом устройстве с отметкой «выезд из АТП». Терминал сравнивает отсканированный отпечаток пальца с ранее сохраненной в памяти цифровой моделью и в случае успешной аутентификации загорается зеленый индикатор на корпусе устройства, в случае отказа - красный. В том случае если этого не происходит, то данные механика аннулируются. Диспетчер получает сигнал, о том, что данное транспортное средство не прошло осмотр механика.

В структуре программы задается время, за которое водителю необходимо отметиться в биометрическом устройстве. Оно является const и составляет минимум 2 минуты до времени отправления автобуса в рейс согласно рабочему расписанию данного автобуса. При полном соответствии графику движения всех автобусов находящихся на линии, в рабочем окне диспетчера ничего не отображается, в противном случае автобус, отклонившийся от маршрута или расписания, появляется в рабочем окне диспетчера, сопровождаясь однократным звуковым сигналом.

По приезду на начальную остановку, водитель перед отправлением повторно отмечается в биометрическом устройстве. Фиксируя тем самым время отправления. Данные поступают в программу в графу «фактическое время отправления». При этом, диспетчер имеет рабочее расписание водителя, при не совпадении фактического времени отправления водителя в рейс с рабочим расписанием, диспетчер получает сигнал об отклонении от расписания. Аналогично водитель отмечается на конечной остановке при отправлении в рейс.

Одновременно с этим диспетчер постоянно отслеживает местоположение транспортного средства и времени отметки водителя посредством устройства синхронизации времени ГЛОНАСС. Синхронизирует время всех устройств и отправляет данные единым пакетом.

При пересменке водитель должен отметиться в биометрическом устройстве и выбрать пункт «Окончание смены». Таким образом, данное время автоматически фиксируется в разделе «Смена». Водитель, принимающий смену, должен согласно своему рабочему расписанию отметиться в биометрическом устройстве. Все данные привязываются к рабочему расписанию данного водителя, при отклонении диспетчер получает сигнал об отклонении данного водителя от расписания или об отклонении от маршрута следования.

Общая структура передачи информации и алгоритм расчета рабочего времени экипажей автобуса представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Структура передачи информации

 

Рисунок 2. Алгоритм расчета рабочего времени экипажей автобуса

Список литературы:

1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Электронный ресурс]/ Система «Консультант Плюс». – Электрон. Дан. – Режим доступа : http//www.consultant.ru/( дата обращения 12.12.2019)

  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 20 августа 2004 г. N 15 [Электронный ресурс]/ Система «Консультант Плюс». – Электрон. Дан. – Режим доступа : http//www.consultant.ru/( дата обращения 10.10.2019)
  2. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта ФЗ от 8.11. 2007 г. N 259-ФЗ [Электронный ресурс]/ Система «Консультант Плюс». – Электрон. Дан. – Режим доступа : http//www.consultant.ru/( дата обращения 12.10.2019)
  3. Путевой лист автобуса – форма 6 [Электронный ресурс]/ Автотранспортный отдел – Электрон.Дан. – Режим доступа : http://transotdel.ru/ (дата обращения 09.11.2019)