УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

GENDER MAINSTREAMING IN TEACHING SCIENCE AND PRACTICE

В современной педагогической науке практически отсутствуют исследования, повещённые анализу гендерных особенностей существующего  методического инструментария. Теория гендерного разделения ограничивается лишь средствами и методами гендерного воспитания детей в начальной школе, на этапах среднего и высшего образования.

Актуальность темы исследования объясняется тем обстоятельством, что выявление проблемных зон методов педагогической  науки позволит объяснить существующие гендерные течения среди отечественных ученых, выявить  их асимметричность.

Под гендером мы понимаем статус участников педагогической науки, определяемый индивидуальными возможностями в образовании и профессиональной деятельности. Для гендерного анализа в отечественной и зарубежной практике разработаны ряд методов, которые можно разделить на количественные и качественные, рассмотрим их поподробнее (рис.1).  

 

Рис.1. Методический инструментарий педагогической науки [6].

 

Согласно рисунку 1, методический инструментарий педагогической науки включает не только традиционные методы сбора данных, но и методы работы со смежных наук, что приводит к обогащению педагогического инструментария, оказывающего влияние на достоверность результатов исследований.

Гендерный анализ методического инструментария в рамках статьи основывается на следующем алгоритме:

  1. Определение групп методов методического инструментария в педагогике.
  2. Анализ отечественной литературы в разрезе различных педагогических течений.
  3. Определение гендерных особенностей методического инструментария педагогической науки.

Гендер оказывает влияние на все сферы жизни педагога, а именно: восприятие педагогической среды, саморазвитие, поведение, выбор системы ценностей, профессиональную ориентацию, стиль поведения и пр. В этой связи выбор инструментов и методов исследований различными отечественными учеными, обуславливают наличие множества педагогических течений.

Обзор педагогических направлений представлен в таблице 1.

Таблица 1

Обзор педагогических направлений

Направление

Представители

Сущность подхода

1

2

3

Философское направления [1]

Н. Гончаров, В. Гмурмай, М. Данилов, В.П. Беспалько

Закономерности педагогического процесса выводятся из процесса человеческого познания.

Психологическое направление [5]

Д.Богоявленский, И.Гальперин,Ю.Н. Емельянов, Н.В. Ходякова, Митин А.И.

Направление допускает возможность выбора педагогом различных вариантов алгоритма функционирования и организации учебной деятельности.

Социологическое направление [4]

А.С. Макаренко, Г. Гурова, Н. Кузьмина

Исследует социальное воспитание в контексте социализации учащегося в процессе обучения.

Дидактическое направление [6]

И. Огородникова, Т. Ильина, Ф.Ф. Королева

Педагогический процесс рассматривается в рамках урочной деятельности педагога.

Кибернетическое направление [5]

А. Берг, В. Глушков, Т.Ростунов, И.Тихонов, Л.Столяров

Формирует представление об учебном процессе как управляемом, а учащегося как преобразователя информации. Замена функций педагога ИТ-средствами.


Математическое направление [2]

А.М. Новиков, В.Г. Булатова, В.С. Черепанов, Л.Б. Ительсон, Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э.

Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные и качественные закономерности.

Психотерапевтическое направления [5]

А.Миллер, В.Зухар, Г.

Использование разнообразных средств внушения с целью

 

Лозанов, Л. Близниченко

расширения возможностей учащихся в педагогическом процессе

Акмеологическое направление [3]

Н.В. Кузьмина, А.А. Дергач, Б.Г. Ананьева

Направление фокусирует внимание на исследовании психо-педагогических условий профессионального становления личности в период обучения

 

На основании выявленных гендерных особенностей методологической науки педагогической науки можно сделать следующие выводы:

  1. В исследовании было выявлено наличие гендерных стереотипов в философском направлении, что объясняется традиционностью школы педагогической науки, и историческим аспектом развития философии как научного течения. Философское направление характеризуется признаком маскулинизации, т.е. преобладаем ученых мужчин.
  2. В психологическом, психотерапевтическом, кибернетическом направлении также можно отметить преобладание отечественных ученых мужчин, чем женщин, что говорит присутствии гендерной асимметрии в данных течениях.
  3. Дидактическое направление педагогической науки характеризуется фенимизацей и явным преобладанием ученых-женщин, что можно объяснить позицией женщин в семье как «хранительнице домашнего очага», а также возложением на нее функции по воспитанию и обучению детей.
  4. Акмеологическое, социологическое и математическое направление методологии педагогической науки характеризуется отсутствием гендерной асимметрии. В данных направлениях идет полная интеграция ученых женщин и мужчин.

Таким образом, отечественная  методология педагогической науки характеризуется  большей или меньшей степенью неравномерности  в распределении ученых мужчин и женщин между направлениями, однако просто факт существования гендерной сегрегации не создает предпосылок для  нормативных выводов.

Для адекватной оценки необходимо не только  измерение  уровня гендерной сегрегации и оценки динамики его измерений, но и осознание причин, лежащих в основе феминизации одних педагогических направлений и маскулинизации других,  а также последствий,  к которым приводит подобное проявление гендерной  асимметрий в теории и методологии педагогики.

Только такой  подход отвечает позитивному анализу – одному из методологических принципов современной  методологической теории педагогики.

Кроме того, он поможет  сформулировать, в случае необходимости, мероприятия, направление на выравнивание гендерной диспропорций в различных педагогических течениях.

 

Литература:

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие/А.В. Иванов, С.В. Алиева.- М.: Дашков и К, 2013. – 424 с.
  2. Булатова, В.Г., Черепанов, В.С. К вопросу о статусе математической педагогике//Образование и наука.- 2008. - №1. - С. 14 - 19.
  3. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для балакавриата и магистратуры/ А.Н. Джуринский.- Люберцы: Юрайт, 2016. – 440 с.
  4. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров/И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. – 280 с.
  5. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований//Приоритетный национальный проект «Образование»- 2010. - №4. - С. 68-75.
  6. Шипилина, Л.А. Методология педагогической науки/ Л.А. Шипилина.-М.: Флинта, 2016. – 456с.