ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ САМООЦЕНКИ КАК ФАКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА

FORMATION OF MORAL SELF-ESTEEM AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN CHILDREN WITH DISABILITIES IN BOARDING SCHOOLS

Духовно-нравственное воспитание является сложным психолого-педагогическим процессом перехода объективных требований морали в личные убеждения человека. Перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека (интериоризация), которыми он руководствуется в повседневной жизни, является основополагающим в процессе духовно-нравственного воспитания.

В настоящее время стабилизация общественно-политической ситуации в стране, возрождение и возрастание в жизни общества духовно-нравственных норм общения в духе гражданского согласия и патриотизма обуславливает особую значимость проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения.

Н.Д. Никандров считает, что новые общественные отношения, которые складываются в демократическом социуме, приводят к повышению сознательность людей, в основе которой лежит усвоение ими российского варианта ценностей. Именно поэтому, они (общественные отношения) требуют новых подходов в организации, психолого-педагогическом обосновании и обеспечении непрерывного нравственного образования и воспитания детей и молодежи. С данных позиций нравственное воспитание представляется как право и возможность обучающегося выбрать ценности, которые будут способствовать подготовке к жизненному и профессиональному самоопределению, как формированию его самосознания.

Прежде всего, обучающиеся воспринимают ценности на эмоционально-мотивационном уровне, а самооценка ценностей выступает как проблема выбора на этапах ведущей деятельности (игры, учения, труда, познания и общения).

Именно поэтому, феномен нравственной самооценки предстает как воспитательная ценность.

Особую актуальность проблема нравственной самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследованиях говорится о том, что формирование самооценки, в том числе нравственной самооценки, у обучающихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, неустойчивостью. Моральные качества приобретают более отчетливый вид, лишь в подростковом возрасте, что приводит к умению видеть причину своих поступков в самом себе и является одним из условий формирования нравственной самооценки.

На X Съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Президентом было отмечено: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на данном съезде, упомянул о том, что «вопрос воспитания детей и молодежи всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций». [4]

Некоторые из исследований по проблеме были проведены достаточно давно, что говорит о том, что данная проблема была актуальна во все времена.

В 90-е годы материальные ценности постепенно вытесняли представления детей о главных человеческих духовных ценностях.

Необходимо отметить, что дети поступают в первый класс школы-интерната с определенными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно себя вести в обществе и дома, которые были сформированы в семье. Но, не все обучающиеся имеют собственные нравственные взгляды, суждения, оценки, некоторые из них склонны к нарушению норм и правил поведения, часто выбирают безнравственный образ жизни.

Нравственное воспитание человека происходит непосредственно в семье. От того как родители относятся к ребенку, от их чуткости, любви и внимания зависит гармония детско-родительских отношений. Ребенок, который знает и уверен, что дома его ждут любящие отец и мать, готовые поддержать его и прийти на помощь в любой момент, никогда не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Но, к сожалению, дети, обучающиеся в школе-интернате, воспитываются вне семьи и именно поэтому, на педагогов данных школ ложится большая ответственность за духовно-нравственное воспитание и развитие воспитанников. Закладывание основ духовно-нравственной личности, которая способна к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми является одной из главных задач педагогов данных учреждений. На педагогах школы-интерната лежит ответственность за то, чтобы нравственные нормы стали привычной формой поведения обучающегося в повседневной жизни и деятельность. Решение данных задач осложняется отсутствием сотрудничества со стороны семьи.  

Причинами возникновения данных проблем выступают следующие факторы:

  1. низкий уровень духовно-нравственной культуры семьи;
  2. постоянное воздействие на ребенка непрерывного потока информации;
  3. пропаганда в СМИ культа насилия, жестокости, праздности и т.д.

Все перечисленное приводит к «размыванию» ценностных ориентиров, разрушению духовного единства, изменению жизненных приоритетов детей и молодежи, деформации ценностей старшего поколения. Данные факты ставят под угрозу духовно-нравственную и психологическую безопасность России.

Под духовно-нравственной безопасностью принято понимать систему условий, которые позволяют российскому обществу сохранять свои жизненно важные параметры культурного, этического и интеллектуального характера, в пределах исторически сложившейся нормы.

И.А. Баева определяет психологическую безопасность как «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников». [1]

Стремительное развитие в политической, экономической и социальной сферах современного общества приводит к тому, что психологическая безопасность рассматривается как ведущий показатель цивилизованность и прогресса общества, а не только как важный индивидуальный и социальный ресурс. Значительное влияние на возрастание интереса к психологической безопасности личности оказывают средства массовой информации (СМИ), в которых зачастую демонстрируются сцены насилия и агрессии.

Все выше изложенное, позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования нравственной самооценки как фактора психологической безопасности у детей с ОВЗ в условиях интерната приобретает большое значение.

Изучением проблемы духовности и нравственности в отечественной науке занимались как педагоги (К.Д. Ушинский; В.А. Сластёнин; А.В. Мудрик; Б.Т. Лихачев; П.Ф. Лесгафт и др.), так и психологи (Л.С. Выготский; В.П. Зинченко; М.М. Рубинштейн; П.П. Блонский и др.).  Исследованию духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития посвящены работы таких авторов, как С.С. Фролов, А.И. Кравченко, С.И. Григорьев, Э.Г. Эфендиев, Н.М. Токарская, Ю.Г. Волков, Т.М. Пенская, М.П. Прокопов, А.В. Дмитриев, Г.А. Голубева, Л.Н. Синицына и др. Психологическая безопасность среды описывается в работах следующих авторов: И.А. Баева, Г.В. Грачев, В.А. Дмитриевский, Т.С. Кабаченко, А.Н. Сухов и т.д. 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное воспитание определяется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. [5]

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»: было подчеркнуто в посланиях Президента РФ собранию РФ в 2007 и 2008 гг. [8]

На основании ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. содержание образования должно обеспечивать формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. [9]

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ключевая роль «в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» отводится образованию.

Важным фактором, который обеспечивает социокультурную модернизацию российского общества, должна стать российская общеобразовательная школа.

В школе наравне с интеллектуальной жизнью школьника должна быть сосредоточена гражданская, духовная и культурная.

Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество».

Основными принципами организации духовно-нравственного воспитания и развития выступают: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Еще одним документом, определяющим приоритеты государственной политики в области воспитания, является «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года». На основании общего положения данной Стратегии «Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма». [7]

Согласно Стратегии национальной безопасности РФ «укреплению национальной безопасности в сфере культуры будет способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа РФ, духовных ценностей граждан…». [7]

 «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» определяет приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. [6]

Для обеспечения духовно-нравственной безопасности России необходимы следующие условия:

  1. защита культурного и духовно-нравственного наследия, исторических традиций, правил и норм общественной жизни;
  2. сохранение культурного достояния всех народов России;
  3. формирование государственной политики в области духовного и нравственного населения, в том числе детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях интерната и т.д.

Необходимо отметить, что высокий и средний уровни нравственной самооценки являются одним из факторов психологической безопасности личности.

Экспериментальное исследование было проведено в декабре 2018 года на базе КОУ ХМАО-Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В исследовании приняли участие 6 обучающихся 6-7 классов в возрасте 12-14 лет.

При анализе результатов обучающихся 6 и 7 класса КОУ ХМАО-Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по методике «Диагностика нравственной самооценки» (автор - Л.Н. Колмогорцева) были получены следующие результаты: 2 обучающихся 6 класса – высокий уровень, 1 обучающийся – средний; 1 обучающийся 7 класса – высокий уровень, 2 обучающихся – средний. Данные результаты также представлены в таблице (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1

Уровень нравственной самооценки обучающихся 6-7 класса КОУ ХМАО-Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Уровень

6 класс

7 класс

Высокий

2

1

Средний

1

2

Ниже среднего

0

0

Низкий

0

0

К обучающимся с высоким уровнем нравственной самооценки были отнесены обучающиеся, которые на высоком уровне усвоили нравственные нормы и у них сложилось устойчивое отношение к ним, проявляются такие ценностные качества, как справедливость, ответственность, чуткость, совестливость и др. Для обучающихся со средним уровнем нравственной самооценки характерна в целом сформированность нравственных норм и положительное отношение к ним, в их поведении могут проявляться чуткость, ответственность, справедливость и т.д. У обучающихся с уровнем нравственной самооценки ниже среднего имеются некоторые знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое, такие нравственные качества, как ответственность, чуткость, справедливость, критичность и т.д. проявляются в зависимости от ситуации, в которой они находятся. К обучающимся с низким уровнем нравственной самооценки относятся обучающиеся, у которых знания о нравственных нормах достаточно приблизительные, а отношение к ним неустойчивое и пассивное, у данных обучающихся в полной мере не сложились основные нравственные качества, такие как, ответственность, справедливость, чуткость, критичность и т.д. и если и проявляются данные качества, то исключительно ситуативно.

Таким образом, сегодня в обществе все больше приобретает актуальность проблема формирования нравственной самооценки как фактора психологической безопасности. Данная проблема становится актуальной и для детей с ОВЗ, обучающихся в условиях школы-интернатов. В ходе исследования в КОУ ХМАО-Югры «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» было выявлено, что у обучающихся преобладает высокий и средний уровень нравственной самооценки.

 

Литература:

 

  1. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие. / Под ред. И. А. Баевой. М., 2010 –103 c.
  2. Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75028.htm.
  3. Духовная безопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М., 2005. – 109 с.
  4. Заседание дискуссионного клуба «Валдай»: [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. М., 2010-2018. http://www.kremlin.ru/events/president/news/58848.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. 4-е изд. 2014. М.: Просвещение.
  6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указа Президента от 12.05.2009 № 537 // Консультант Плюс.
  7. Сухинов С. С. Воспитание подрастающего поколения как главный стратегический приоритет России в XXI веке: // Культура  безопасность. 2016. № 6. http://sec.chgik.ru/vospitanie-podrastayushhego-pokoleniya-kak-glavnyiy-strategicheskiy-prioritet-rossii-v-xxi-veke/.
  8. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации"
  9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/