УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВЫМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

MANAGEMENT OF DIGITAL PROJECTS IN EDUCATION

Практическое применение проектного управления предприятиями в сфере образования становится все актуальнее по причине конкурентной среды, где растет число триггеров к совершенствованию управленческой деятельности. Все большее число образовательных организаций формируют новые инновационные подходы к проектному управлению вследствие чего появляются новые стандарты.

Для достижения стратегического роста и развития предприятий в текущей рыночной ситуации, уже недостаточно успешного выполнения отдельно взятых проектов и программ – необходимо выполнение всех проектов, ведущихся в компании. Причем, достижение устойчивого роста конкурентоспособности бизнеса является не только следствием правильной работы при управлении проектами, но и руководство компании обязано грамотно отбирать проекты, которые должны быть реализованы.

Одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются организации сферы образования Российской Федерации – это связь множества реализуемых ними проектов и программ со стратегическими целями и процесс эффективного распределения ограниченных ресурсов между всеми проектами [1].

Более того, сфера образования, наряду с рядом других отраслей (таких, как здравоохранение и телекоммуникации) подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения информационных и цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации, среди которых частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты и т.д. Но государственные университеты и институты Российской Федерации также все больше и больше начинают задумываться о цифровой трансформации своего образовательного процесса, ключевой задачей которого является увеличение качества профессиональных компетенции выпускников, выступающих начинающими специалистами и рабочими в своих отраслях.

Современный этап развития экономических отношений приводит к тесному процессу интеграции организаций с технологическими продуктами «четвертой промышленной революции». Современные условия функционирования мировой и отечественной экономики тесно связаны с развитием научно-исследовательской среды, результатом деятельности которой является разработка новых технологий и патентов. Основное направление научно-исследовательской работы многих предприятий международного и национального уровня – автоматизация производственной деятельности и применение интеллектуальных технологий для совершенствования системы управления бизнес-процессами организации.

На этом фоне, развитие информационных технологий – становится неотъемлемым инструментом формирования конкурентоспособности любого бизнеса, в том числе сферы образования России. Отказ от разработки и внедрения информационных технологий грозит потерей доли рынка, снижением экономической эффективности деятельности, и в конечном итоге, вероятным банкротством организации, ведь потеря экономической эффективности становится причиной ухудшения финансовой устойчивости бизнес-субъекта.

Аналогичный процесс наблюдается и в образовательной сфере России, где в рамках переходного этапа к цифровой экономике, формируются ключевые направления инновационного развития отечественных организаций образовательных услуг, создавая фундамент для роста его конкурентоспособности в условиях международной научно-технологической конкуренции.

      С целью совершенствования деятельности организаций сферы образования в условиях развития цифровой экономики, необходимо применение механизмов разработки и внедрения инноваций, задачей которых выступает совершенствование их деятельности. Проектное управление в рамках данной стратегии – эффективный инструмент управления, обеспечивающий поступление ресурсов, реализацию и приобретение экономического эффекта от внедрения цифрового проекта в сфере образования.

Важным аспектом управления цифровыми проектами в сфере образования является применяемая методология. На сегодняшний день за все время существования проектного управления было создано множество различных методов управления проектами под практически любые нужды.

Для выбора наиболее подходящей методологии необходимо определить самые важные критерии цифрового проекта, например, сроки (дедлайны), ресурсы, соблюдение процесса, или сразу несколько факторов – а затем выбрать метод управления проектом, ориентированный на достижение этого показателя.

Первый метод гибкого управления – Agile. Данный подход представляет из себя семейство гибких итеративно-инкрементальных методов к управлению проектами и продуктами. Согласно этому подходу, проект разбивается не на последовательные фазы, а на маленькие подпроекты, которые затем «собираются» в готовый продукт [4].

Ключевое преимущество данного метода – это гибкость и адаптивность под любые условия внутренней, и в особенности, внешней среды.

Недостатком данного метода является наличие дополнительных обязанностей для членов команды – сотрудников.

Следующая гибкая методология – SCRUM. Это идеальный метод управления IT-проектом. Проектной частью может выступать любая задача внутри организации [3].

      Метод имеет следующие преимущества как инструмент управления цифровыми проектами в сфере образования [2]:

- во-первых, это обязательный процесс, при котором ежедневно, каждый сотрудник и участник команды подводит итоги своей работы, обсуждает нерешенные задачи со своими коллегами и руководителями, а также ставит планы на следующий временной период;

- во-вторых, идет процесс систематизации идей и задач, поскольку участниками команды клеятся стикера с текстовым смыслом на доске Scrum, где изложена основная суть работы каждого сотрудника;

- в-третьих, при завершении проекта, участники команды со своими руководителями обсуждают решенные задачи и изменения, которые происходили по ходу роботы.

Пример того, как происходит процесс управления цифровым проектом согласно модели SCRUM представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Визуальная модель процесса метода Scrum [3].

Следующий метод – Lean, в котором так же, как и в Scrum, работа разбивается на небольшие пакеты поставки, которые реализуются отдельно и независимо. Lean сочетает гибкость и структурированность, как Scrum, но в немного другом ключе [4].

Однако, не каждая часть проекта требует одинаково детальной и дотошной проработки и внимания. Но Lean предполагает именно такой подход к каждой задаче и этапу. Это основной минус применения Lean для крупных и неоднородных цифровых проектов.

Несмотря на столь положительные ожидания, большинство российских организаций образовательного сектора сталкиваются с наличием различных проблем, которые делают управление портфелем цифровых проектов неэффективным процессом [5].

Известный ученный и консультант проектного менеджмента Джосеф Филипс отметил, что при своей работе в США, он столкнулся со следующей статистикой: лишь 29% проектов завершились удачным образом. Ключевыми причинами столь высокой неудачи (71%) выступают следующие фундаментальные проблемы [5]:

- управление цифровыми проектами в образовательной сфере намного сложнее, чем при создании обычных проектов;

- управление цифровыми проектами включает недостаточно проработанный этап планирования;

- в основном, цифровые проекты реализуются в спешке, подвергая себя различными рисками;

- как правило, при управлении проектами в сфере образования, менеджеры сталкиваются с наличием крупных объемов работы, что неверно с точки зрения оптимизации и эффективности.

Таким образом, в ходе научного исследования можно установить следующее:

- актуальность применения проектного менеджмента организациями сферы образования Российской Федерации связана с современными тенденциями «четвертой промышленной революции», где ключевым направлением выступает формирование и развитие цифровых технологий;

- ключевая задача в управлении цифровыми проектами в сфере образования – это выбор методологии, включая обоснование ее принципов и инструментов;

- современный этап управления цифровыми проектами в сфере образования сталкивается с высокой степенью нереализованностью, что связано с трудностями различного характера, основная характеристика которых обосновывается их сложностью и «характера инноваций».

Исходя из такого заключения, важнейшим вопросом для современных организаций сферы образования России является совершенствование механизма проектного управления, обеспечивающего более высокий уровень экономической эффективности по разработке, интеграции и внедрении цифровых технологий.

 

Список использованных источников

  1. Матвеев А.А., Новиков Д.А. Модели и методы формирования портфеля проектов. URL: http://econ-old.asu.ru/lib/sborn/model2006/pdf/24.pdf (дата обращения: 05.12.2019).
  2. Как Amazon и Google: применяем Скрам в вашей команде. URL: http://igate.com.ua/news/14921-kak-amazon-i-google-primenyaem-skram-v-vashej-komande (дата обращения: 05.12.2019).
  3. Впечатления от методологии Скрам. URL: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/metodologiya-scrum.html (дата обращения: 05.12.2019).
  4. ТОП 7 методов управления проектами. URL: https://www.pmservices.ru/project-management-news/top-7-metodov-upravleniya-proektami-agile-scrum-kanban-prince2-i-drugie/ (дата обращения: 05.12.2019).
  5. Управление IT-проектами: определение и решение ключевых проблем. URL: http://www.advanta-group.ru/blog/upravlenie-it-proektami/ (дата обращения: 05.12.2019).