К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМАХ В ИНСТИТУТЕ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ

ON EXISTING PROBLEMS AT THE INSTITUTE OF TAX SECRECY

Правовой институт налоговой тайны появился в отечественном законодательстве о налогах и сборах сравнительно недавно. Данный правовой институт, после введения в современный Налоговый кодекс (Далее – НК РФ) в 1998 году,   необходим для защиты интересов и присущих прав налогоплательщиков и иных лиц, в обязанность которых входит предоставление налоговым органам  достоверной информации о себе и своих доходах, с целью контроля правильности уплаты налогов в Российской федерации. Однако на практике данный институт имеет ряд правовых проблем. Одной из них является достаточно размытое понятие «налоговой тайны», которое приводит нам отечественный законодатель. Дело в том, что данный правовой институт настолько поверхностно разъяснен в ст. 102 НК РФ [1], что на данную тему многими авторами написано немало научных работ, а между специалистами в области финансового права на данный момент ведутся оживленные дискуссии о содержании данного понятия.

Так, к примеру, Шеховцева Е.В. еще в 2013 году в своей научной работе поднимала проблему, которая напрямую касалась того, что  современное российское законодательство не содержит общего понятия налоговой тайны[2] [2]. Справедливо будет отметить, что на данный момент ситуация не сильно улучшилась. Мы все также можем наблюдать, что правовой институт налоговой тайны достаточно размыт и слабо освящен в теории публичного права. Также стоит сказать о важности закрепления данного понятия, ведь этот  институт напрямую связан с конституциональным уровнем, так как правовая природа налоговой тайны с правовой точки зрения – это уникальный режим права, необходимый для доступа и хранения информации, а также недопущения ее  утечки. Именно поэтому изучение данной темы является по-прежнему актуальным.

Также стоит сказать и о том, что при исследовании данного правового института был изучен  вопрос, касающийся  отраслевой принадлежности «налоговой тайны». Можно сделать вывод, что данный  правовой институт  относится  к налоговому и финансовому праву. Однако в пространстве глобальной сети можно найти и другие утверждения. Так, к примеру, С.М. Фоминых в рамках своей научной работы относит принадлежность института налоговой тайны к информационному праву, что, по-моему мнению, является не совсем верным[3] . Да, разумеется, на сегодняшний день «налоговую тайну»  можно отнести к числу межотраслевых институтов ведь его нормативно-правовое регулирование выходит за рамки НК РФ. Однако согласиться с тем, что институт налоговой тайны относится к информационной отрасли права, не представляется возможным. Дело в том, что на данный момент информационное право является лишь формирующейся отраслью права и в нынешних реалиях выступает лишь подотраслью гражданского или административного права. Чтобы избежать дальнейших правовых проблем, которые вполне могут возникнуть  на данной почве, законодателю следовало бы внести изменения в нормы, которые регулируют налоговую тайну. К слову, внося корректировки, законодателю следует учитывать нынешнее законодательство об информации и тайнах.

Термин «налоговая тайна» использовался законодателями со времени разработки и принятия первой часть НК РФ. На данный момент,  нормы, содержащиеся в этом нормативно правовом акте выступают гарантией конституционных прав налогоплательщиков.  При этом, научными работниками в сфере налогового права отмечается, что с течением времени можно столкнуться с подменой терминов «налоговая тайна» и «коммерческая тайна». С.М. Фоминых связывает данный феномен с тем, что ранее действовавший Закон РФ № 2118-1  возлагал на налоговый орган и сотрудников обязанность сохранения коммерческой тайны, а также тайну данных банков по вкладу физических лиц. На сегодняшний день, данный правовой акт утратил силу, а на смену ему пришел ФЗ «О коммерческой тайне»[4],  в нем законодатель устанавливает грань того, что относится к налоговой тайне, а что присуще коммерческой. Подмена этих понятий является грубой ошибкой правоприменителя, т.к законодатель позаботился об установлении четкой разницы между налоговой и коммерческой тайнами, создав нормативные акты (НК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне).

Следует отметить, что законодатель предусмотрел ответственность за разглашение налоговой тайны. При этом не столь важно, каким образом она была раскрыта (электронный носитель, в печатном виде и т.д.).  Основной закон РФ дает право налогоплательщикам требовать соблюдения режима конфиденциальности непосредственно тех сведений, которые к нему относятся[5].  Важно, что институт налоговой тайны тесно связан с банковской, коммерческой и служебной тайной, а разглашение этой информации преследуется уголовным законом.

Если обратить внимание на служебную тайну, то следует отличать ее от  «налоговая тайны». Сравнивая два этих понятия, необходимо понимать, кто является субъектами этих отношений. Например, для лиц, поступающих на государственную или муниципальную службу – служебной тайной будут являться сведения, полученные ими в процессе деятельности. А вот для налогоплательщиков уже характерна налоговая тайна, содержащая весь спектр информации.

Последнее, что хотелось бы  отметить в рамках данной работы – это размытое определение разглашения, которое закреплено в современном законодательстве о налогах и сборах. Так, разглашением является использование, передача другому лицу информации, которая составляет коммерческую тайну налогоплательщика, ставшую известной должностному лицу налогового органа при исполнении своих обязанностей. Но  данное понятие нельзя считать полным[6]. Дело в том, что «налоговая тайна» включает в себя не только сведения, которые составляют коммерческую либо производственную тайну, но и иные важные сведения о налогоплательщике, к примеру, персональные данные. Как  отмечалось выше, налоговая тайна – это важная часть правовой защиты информации, за нарушение которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому целесообразно было бы под разглашением налоговой тайны закрепить – противоправные действия должностного лица налогового органа, которые преследуют цель нарушить конфиденциальность защищенных персональных данных, в результате чего эта информация предстанет в общий доступ.  

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что в рамках данной работы,  были исследованы существующие проблемы в институте «налоговой тайны». Пробелы в в правовом регулировании существуют и встречаются как в  теоретических материалах, так и на практике. Но существует уверенность, что в скором времени законодатель найдет выход из сложившейся ситуации.

Библиографический список литературы:

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)
  2. Е.В. Шеховцева Налоговая тайна: правовой режим охраны // Ленинградский юридический журнал. 2013.
  3. Фоминых С.М. К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОЙ ТАЙНЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 12.11.2019)
  4. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)
  5. Крутова Я.А., Очаковский В.А., Корытина Т.Е. Налоговая тайна и ее обеспечение // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018.
  6. Саакян М.А., Архиреева А.С. Налоговая тайна и особенности ее реализации//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2019.

 

[1] . "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)

[2] Е.В. Шеховцева Налоговая тайна: правовой режим охраны // Ленинградский юридический журнал. 2013. С. 123-124.

[3] Фоминых С.М. К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОЙ ТАЙНЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: https://sibac.info//archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 12.11.2019)

[4] Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция)

 

[5] Крутова Я.А., Очаковский В.А., Корытина Т.Е.  Налоговая тайна и ее обеспечение // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 3. (41). С.122-126.

[6]Саакян М.А., Архиреева А.С. Налоговая тайна и особенности ее реализации//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2019.