ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА

  1. Просветительский период (до 90-х гг. XIX в.)

В Русской стране дебютные поездки были сопряжены с обучающими, коммерческими, политическими и духовными помыслами. Совместно с христианством на Руси появился обычай паломничества. В конце XVII в., начиная с момента царствования Петра I, применяются поездки за границу со стремлением получить знания. Уже в XVIII в. были установлены первые эксперименты организации странствия за границу для всех, у кого было желание. Иноземец Вениамин Генш в 1777 г. опубликовал порядком страниц приложения к газете «Московские ведомости», представив «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Со второй половины XVIII в. применяются экскурсии в школьном учении преподавателями Н. И. Новиковым, Ф. И. Янковичем, В. Ф. Зуевым. Главными преградами для поездок XVIII - начала XIX  в. по России были негодные дороги, нехватка условий естественного существования в пути. Поездки для лечения внутри страны стали совершенствовать с XVIII в. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Так, 20 марта 1719 г. Петром I выпустил указ об открытии в Карелии курорта «Марциальные воды».

Начиная с XIX в. путешествия, экскурсии, походы, стали применяться как образ просвещения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о разных районах России.

Итак, туризм в просветительский период развивался в данных направлениях: 
- паломнические путешествия;

- самостоятельные путешествия познавательного характера;
- поездки с целью лечения и оздоровления;
- путешествия экскурсионного характера с просветительско-познавательной целью для учащихся начальной, средней и высшей школ

  1. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)

Появление организованного туризма приходится к началу 1890-х гг. Именно тогда начинают обозначаться общества туристской направленности: Общество любителей естествознания (ОЛЕ), Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок любителей горного спорта и крымских гор, предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона. Изначально это были пешие туристические поездки, а вскоре-экскурсии с использованием транспорта. Передвижение выполнялось лошадьми, которые были впряжены в телеги.

Стали упражнять странствия по воде, когда появились пароходы. В 1913 г. в круизах участвовало 10 млн. пассажиров. В Крыму и на Кавказе развивались курорты, где стекались восстановительные виды туризма. В крупнейших городах России сооружались лучшие гостиницы («Националь» и «Метрополь» - в Москве, «Европейская» и «Астория» -  Санкт-Петербург»).

Необъятный процесс по усовершенствованию туризма осуществляло Российское сообщество туристов, образовавшееся по концепции созданного в 1895 г. Общества велосипедистов-туристов (ОВТ).

Данный период формулируется следующими тенденциями:

- создается туристская логистика: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

- появляется  множество туристских фирм,  бюро, компаний, клубов, обществ.

- создается туристский рынок, в котором наблюдаются два основных сектора: элитный туризм для обеспеченных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

3.Организационно-централизованный период (1930-1970 гг.)

Российское общество туристов было возобновлено в Общество пролетарского туризма в 1928 г., а в 1930 г. было сформировано Всесоюзное факультативное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него входили все содружества по туризму, объединившие в своем строю около 75 тыс. чел. Из этого следует, что была общепринята государственная монополия в российском туризме.

В 1929 г. зарождается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с происхождением иноземного туризма и регулирование приема зарубежных гостей. В 1939 г. начали сооружаться свободные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отечественной войны совершенствовались особые группы. В 1940 г. вводятся туристские титулы, туристы поощряется  значком «Турист СССР» за отдельные заслуги. Всесоюзные детские поездки по спортивному туризму  осуществлялись в 1950-60-е гг.. В 1960 г. создается Центральный совет по руководству курортами и туризму, в 1969 г. - Центральный совет по туризму и экскурсиям.

Важнейшие особенности этого периода: 
- развитие общественного туризма;
- создание материальной основы для восстановительного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
- формирование семейного, любительского, спортивного туризма;
- ограничение внешнего (выездного) туризма.

4.Административно-нормативный период (1970-1990 гг.)

Усовершенствование туризма в этот период происходило сообразно с тактикой, выполнение которой было непременно. Туризм влияет на молодое поколение как средство воспитания. Так, к примеру, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и поездки школьников и молодежи. В период 1980-х и до 1992 г. увеличивается материально-бытовое обеспечение лечебно-оздоровительного туризма, возникают новые гостиничные предприятия в крупных городах страны, распространяются новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочная терапия.

Административно-нормативный периода характерен следующим: 
- формирование  туризма  в  обстановке строгого  лицензирования и планировки;
- распространение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);
- сосредоточение восстановительного сервиса в подходящих территориально-климатических местностях;
- пропаганда новейших форм обслуживания ( курсовочное лечение и семейный отдых);
- формирование самой масштабной и самой доступной в мире базы социального и непрофессионального туризма;
- конструирование научной основы познания туризма;
- повышение показателей иноземного путешествия.

5.Переходный период (с 1990 г.)

Этот период развития российского туризма обуславливается  переходом от правительского упорядочения туризма к распорядительному культивированию, основанному на небывалых российских уставах, которые  касаются как предпринимательства и рынка в общей сложности, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

Для переходного периода характерны следующее:

- переход от единовластного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся достоянием разных владельцев);

- эволюция туристского рынка на основе новых указов;

- использование туристских источников в статусе рынка в концепции новых экономических и правовых связей;

- невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого количества малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью покупки чего-либо.

  Развитие туризма в 2000 г. в РФ характеризовалось:
-поэтапно формирование туристского рынка;
-совершенствование соответствующей уставной базы;
-освоение новых технологий в гостиничном бизнесе;
-разработка новых видов туристского продукта;
-развитие образовательной и научной базы туризма;
-воплощение российских туристских сообществ;
-появление монопольных структур на российском туристском рынке;
-сотрудническое ведение бизнеса с иноземными предприятиями;
-стимуляция прогресса туристского  продукта  на рынке.

Список литературы

1.Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
2. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
3. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
4. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
5. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 340 с.
6. Ветитнев, А. М. Информационно-коммуникационные технологии в туризме : учебник для СПО / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с.
7. География туризма. Западная и северная Европа. Япония : учебник для СПО / Ю. Л. Кужель, М. В. Иванова, Л. А. Полынова, Л. В. Сазонкина ; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.
8. География туризма. Южная Европа : учеб. пособие для СПО / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Е. Д. Салас Лусуриага, Ю. Л. Кужель ; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.