ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО БЮДЖЕТА

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMME BUDGET

При оценке эффективности реализации программ один из этапов процедуры реализации является внесение изменение в программу. Зачастую по данному этапу по реализации программ –внесение изменений уделяется недостаточное внимание, в то же время это является одним из немаловажным от которого в дальнейшем зависит степень и решение управленческих задач,

ведь от того насколько тщательно проработаны мероприятия и определены критерии оценки для достигнутых результатов и показатели выполнения будет проводиться и методика оценки ее результатов по завершении финансового года.

В целях выполнения требований п.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ необходимо вносить необходимые корректировки в программы на соответствия объемов финансирования, предусмотренных проектом решения о бюджете привести программы в соответствии с показателями бюджета не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения о бюджете, в том числе и по мероприятиям программ и целевым показателям.

Каждой процедуре по внесению изменений в программу предшествует проведение финансово-экономической экспертизы контрольно-счетных органов, в случае ее предоставления.

В заключении контрольно-счетных органов при экспертизе проекта изменений в программу анализируются следующие параметры:

- наличие программы в перечне программ,

– наличие информации о результатах проведенного общественного обсуждения проекта программы;

 – соблюдение сроков для программ, предлагаемым к реализации начиная с очередного финансового года, в части реальности их утверждения не позднее 01 сентября текущего финансового года;

 – соответствие структуры программы и содержания разделов требованиям, в том числе выполнение требований об установлении целевых показателей для каждой цели (задачи) и указания источника значений, включенных в программу целевых показателей;

 – соответствие целей и целевых показателей программы нормативным правовым актам и документам, определяющим стратегические приоритеты социально-экономического развития, в том числе наличие целевых показателей и мероприятий, предусмотренных приоритетными проектами, в сферу реализации которых входит программа и соответствие их значений;

 – соответствие планируемых задач и целевых показателей целям программы;

 – четкость формулировок целей и задач, их конкретность и реальная достижимость в установленные сроки реализации программы;

 – наличие взаимосвязи между целевыми показателями и программными мероприятиями;

 – внутренняя согласованность и непротиворечивость основных мероприятий программы;

 – обоснованность объемов бюджетного финансирования программных мероприятий;

 – обоснованность привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения программы

При проведении экспертизы проекта изменений в программу анализируются вопросы правомерности и обоснованности предлагаемых изменений программы:

– отсутствие изменений в истекший период действия программы;

– взаимная согласованность изменяемых параметров с сохраняющимися в прежней редакции;

– соответствие изменяемых параметров бюджета, а также конечным результатам программы;

– изменение (сохранение) значений целевых показателей при изменении объемов финансирования мероприятий, направленных на их достижение;

– соблюдение сроков внесения отдельных изменений, - приведения программы в соответствие с бюджетом не позднее трех месяцев со дня вступления в силу (срок внесения проекта в не позднее двух месяцев после получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального  и (или) регионального бюджета и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, а также вступления в силу нормативного правового акта или заключения соглашения с федеральными и региональными  органами исполнительной власти).

Таким образом, проведение финансово-экономической экспертизы является инструментом, который анализирует и сопоставляет параметры, а также проверяет их обоснованность.

На этом этапе выявляется тенденция недостаточной проработки программных мероприятий, при изменении финансирования в большинстве случаев – увеличения показатели финансирования приводятся в соответствие с показателями бюджета

Ответственным исполнителем и разработчиком при внесении изменений показатель остается без изменений. В некоторых случаях изменение одного мероприятий увеличивается на сумму одного миллиона рублей и более, при этом показатель остается без изменений

В связи с чем возникает закономерный вопрос о целесообразности увеличение расходов и в дальнейшем об оценке эффективность и результативность расходов.

Таким образом, внесение изменений в программы зачастую характеризуются формальным подходом.

Необходимо при любом изменений смотреть корреляцию анализировать взаимосвязь с показателями, что позволит в дальнейшем исполнить программу более эффективной и с высокой оценкой результативности.

Можно сделать вывод, что при увеличении расходов финансирования мероприятий программы необходимо обращать особое внимание на влияние целевых показателей программы. Для того чтобы внесение изменений не становилось формальной процедурой, как показывает практика предыдущих изменений в программы – когда меняются объемы финансирования, а количественные и качественные показатели остаются без изменений. При формальном подходе нарушается принцип программного финансирования и возникает риск неэффективного расходования бюджетных средств.

Законодательным (представительным) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований рекомендуется использовать право, предусмотренного  в статье 179 Бюджетного Кодекса РФ: - «вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.» (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 № 183-ФЗ) [1].

Для реализации данного права необходимо разработать нормативно-правовой акт по данному вопросу либо внести изменение в муниципальный правовой акт, регулирующие бюджетные правоотношения (как правило – это положение о бюджетном процессе в определенной территории). Реализация данного права позволит контролировать внесения изменений в программу на соответствие утвержденных бюджетных параметров финансирования в текущем финансовом году.

Данное право позволит в полной мере осуществлять полномочие по мониторингу - оперативного контролю за бюджетными средствами в процессе исполнения бюджета, а также повысит степень ответственности за реализацией программ.

Также данное право дает возможность в полной мере обеспечивать и оперативно осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ