АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2015-2018 ГОДЫ

ANALYSIS OF FOREIGN TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2015-2018

В настоящее время интернационализация производства является характерной чертой мировой экономики. Более того, она способствует более тесному сотрудничеству стран и совершенствованию процедур внешней торговли. Глобализация становится ведущей тенденцией современной экономики. Происходящие изменения показывают, что количество внешнеторговых сделок увеличивается. При заключении таких сделок особое внимание уделяется не только характеристикам товара, его стоимости, правам и обязанностям сторон, а также транспортировке товаров до пункта назначения. Транспортировка товара оказывает немалое влияние на цену сделки и может варьироваться от 1 до 50%. В качестве среднего показателя принято считать 10%.

Независимо от того, заказываются ли товары онлайн или традиционными способами, их распределение внутри страны и за её пределы требует эффективного функционирования транспорта и логистической инфраструктуры.

Согласно данным Всемирной торговой организации в 2018 году третью часть денежного оборота в международной торговле в транспортной сфере (или 529 миллиардов долларов США) составила стоимость международной транспортировки товаров. Наибольшую долю при этом занимают перевозки морским и воздушным транспортом. Сопутствующие услуги при транспортировке товаров (обработка товаров, хранение и складирование) создают дополнительные 16% стоимости.

В тоже время, согласно отчету ВТО 2019, основными проблемами сектора транспортных услуг во ВЭД остаются несовершенство взимания таможенных пошлин и сборов, бумажная волокита и несовершенство информационных технологий, среди прочих проблем выделяют сложность взаимодействия с государственными органами, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры.

Для того, чтобы минимизировать отток капитала из Российской Федерации, необходимо принимать меры по развитию транспортной инфраструктуры. Это позволит увеличить объем перевозок и повысит конкурентоспособность страны. В работе проведен анализ внешнеторговых грузоперевозок Российской Федерации с 2014 по 2019 (январь-октябрь) год, рассмотрены существующие проблемы и возможности развития перевозок.

http://meridian-journal.ru/uploads/2570-1.PNG

Рис. 1. Итоги внешней торговли Российской Федерации (2014-2019)[1]

Из представленных данных видно, что введение санкций против России в 2014 году резко сократил объемы экспорта (на 30,93%) и импорта (на 36,28%) в 2015 году. Начиная с 2017 года, наблюдается положительная динамика внешнеторговых грузоперевозок. В этот период наблюдается рост средних цен на экспортируемые товары на 20,4%. Соответственно рост цен на экспортные товары позволил увеличить объем денежной массы, которая необходима для приобретения иностранных товаров.

Рассмотренный период с января по октябрь 2019 года пока не предоставляет полной картины о размерах внешней торговли. Однако при сравнении с аналогичным периодом 2018 года обнаружено, что объем экспорта ниже на 5,7%, а объем импорта увеличился на 1,2%.

В товарной структуре экспорта Российской Федерации в 2018 году преобладают минеральные продукты (67,% общего объема экспорта, а именно энергетические товары), металлы и изделия из них (10%), минеральные продукты (7%).

http://meridian-journal.ru/uploads/2572-1.PNG

Рис. 2. Структура экспорта и импорта товаров во внешней торговле за 2018 год

В сравнении с 2017 годом объем импорта возрос на 5,2%. По машинам, оборудованию и транспортным средствам показатель увеличился на 4,2%, продукции химической промышленности – на 7,8%, продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью – на 2,4%, металлам и изделиям из них – на 10,9%, текстилю, текстильным изделиям и обуви – на 8,8%.

Наиболее распространенными видами транспорта для осуществления внешней торговли в России являются морской, железнодорожный и трубопроводный.

Таблица 1.

Экспорт и импорт товаров в Российской Федерации по видам транспорта (на 1 января 2019г.)

 

Экспорт

Импорт

Вид транспорта

тыс. тонн

%

тыс. тонн

%

Морской

606 906,2

58,9

31 414,6

45,8

Трубопроводный

250 178,1

24,3

19 743,3

28,8

Железнодорожный

152 012,1

14,7

16 504,3

24,1

Автомобильный

17 649,6

1,7

-

-

Воздушный

928,4

0,1

142,3

0,2

 

Из вышеуказанной таблицы видно, что доля морского транспорта составляет наибольшую долю в транспортировке товаров. Таким образом, грузоперевозки морским транспортом можно считать более востребованными по сравнению с другими. Несмотря на это, уровень развития отечественного морского транспорта на сегодняшний день достаточно низок, поэтому Россия пользуется услугами иностранных перевозчиков. Сумма затрат на организацию морского фрахта таким образом составляет 14 миллиардов долларов США.

Следует отметить особенность российских морских портов. Она заключается в неравномерности распределения по видам транспорта, которым груз прибывает в порт, либо отправляется из него. Так, например, в 2017 году 84% экспортируемых товаров прибыло в порт железнодорожным и трубопроводным транспортом, в то время как для вывоза из порта в больше половине случаев был задействован автомобильный транспорт. Это связано с тем, что морские порты являются активными участниками внешней торговли, где, как отмечалось ранее, более 67% экспортируемых товаров составляют минеральные продукты, а именно нефть, нефтепродукты и уголь.

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что Российская Федерация, являясь одним из самых крупнейших экспортеров минеральной продукции, должна сконцентрировать свое внимание на развитии морского транспорта и портовой инфраструктуры. Прежде всего необходимо принять меры государственной поддержки развития морского транспорта в виде федеральных целевых программ и разработки инвестиционных программ по строительству и реконструкции портовых терминалов.

 

Список литературы/ References

  1. World Trade Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr19_e.htm (дата обращения: 25.12.2019).
  2. Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analytics_E_201910.pdf (дата обращения: 26.12.2019).
  3. Федеральная таможенная служба / Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:3085042045599807::NO (дата обращения: 25.12.2019).

 

[1] Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия URL:  http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analytics_E_201910.pdf  (дата обращения: 26.12.2019).