Особенности кредитования и государственной поддержки малых и крупных сельскохозяйственных предприятий

Features of crediting and state support of small and large agricultural enterprises

Развитие сельского хозяйства базируется на принципах многоукладности, когда наряду с крупными предприятиями существуют малые сельскохозяйственные предприятия, а именно крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели.

Малый бизнес имеет свои преимущества перед крупными предприятиями. Н.И. Амосова и Е.Г. Вяльцев отмечают его гибкость, оперативность при принятии решений, восприимчивость к новшествам, высокий уровень специализации производства и труда [7, с. 20]. Д.О. Свиридов дополняет данные преимущества следующими: готовность к риску, более высокая интенсивность труда и заинтересованность в его результатах [8, с. 120].

Наряду с достоинствами малому бизнесу свойственны и недостатки. К таковым А.А. Головнин относит сложность выхода на торговые сети, низкий объем производства, слабая инвестиционная привлекательность для банков. Данные недостатки преодолимы за счет кооперации и развития договорных отношений [7, с. 120]. Высокие требования банков к малому сектору агропроизводства отмечает и Е.В. Капелист [8, с. 140].

Для развития аграрного бизнеса, как считают В.М. Секачева, О.В. Оскирко и М.Б. Скарюпина, необходима оптимизация налогообложения [6, с. 131]. Что касается налогообложения, то можно утверждать, что сельский бизнес имеет большие налоговые преимущества перед другими налогоплательщиками [1, с. 16]. К таким налоговым преимуществам относят выбор одной из четырех систем налогообложения, где имеются свои налоговые преимущества: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), общая система налогообложения (ОСН). Однако с наличием таких налоговых преимуществ малый аграрный бизнес все равно испытывает трудности [5, c. 30].

Высоко оценивая роль малого бизнеса в аграрном производстве, трудно не согласиться с предостережением, высказанным Ю.В. Бабиной относительно излишней концентрации производства в крупных компаниях [3, с. 43].

Стоит подробнее проанализировать особенности кредитования и государственной поддержки малых и крупных сельскохозяйственных предприятий на примере конкретного региона, а именно Приморского края.

Малый бизнес в сельском хозяйстве представлен крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации к 2030 году доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в производстве сельскохозяйственной продукции должна составить 20 % и среднегодовые темпы прироста их производства могут достигнуть 5,5 %. Рассмотрим, насколько достижимы данные цели для малого бизнеса Приморского края [2, c. 87].

Количество К(Ф)Х в Российской Федерации в 2016 году в 3,6 раза превосходило количество ИП, занимающихся сельским хозяйством. Количество К(Ф)Х ПФО составило в данный период 16,8% от общего количества, находящихся в РФ. В Приморском крае количество К(Ф)Х составило 1354 единицы, или 6,5 % от их количества в ПФО. Фермерские хозяйства ПФО в целом располагают большей земельной площадью, приходящейся на одно хозяйство по сравнению с РФ на 32 %. В Приморском крае земельные ресурсы фермеров меньше, чем в РФ в 3,1 раза. Земельные площади, которыми располагают ИП, меньше по сравнению с земельными площадями К(Ф)Х почти в два раза. Наименьшими земельными угодьями владеют ИП в Приморском крае, их площадь составляет 47,4 га в среднем на одно хозяйство. Земельные площади обеспечивают производство аграрной продукции [2, с. 90].

Производство всех видов продукции К(Ф)Х и ИП в Приморском крае увеличилось. Производство животноводческой продукции наращивалось ежегодно и за период выросло в среднем почти в два раза. Растениеводство в большей степени зависит от погодных условий, поэтому объем производства данной отрасли вырос только в 1,7 раза.

Рост производства привел к увеличению доли К(Ф)Х и ИП в общей структуре производства продукции [7, с. 20].

За период с 2014 по 2018 год доля малого бизнеса в производстве аграрной продукции в Приморском крае выросла по всем основным видам продукции. Наибольший вклад им внесен в производство шерсти, что составило более 25 %, достаточно значительна доля в производстве зерна (10,4 %) и меда (8,3 %). В целом доля К(Ф)Х и ИП в производстве продукции сельского хозяйства выросла [8, с. 139].

За период с 2014 по 2018 год доля малого бизнеса в производстве аграрной продукции Приморского края выросла с 2,7 до 5,3 %, т.е. рост составил в среднем за год около 0,7 %. Однако для достижения целевых показателей Стратегии необходимо обеспечить ежегодный рост этого показателя на 1,3 %.

Другим важнейшим показателем, определенным Стратегией, являются индексы производства [3, с. 5]. Рост производства демонстрируют крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, этот рост составил в среднем 21 % в год, что превосходит ориентиры, определяемые Стратегией. Таким образом, именно малому бизнесу в сельском хозяйстве Приморского края региональные органы власти должны уделять повышенное внимание и оказывать адекватную поддержку.

Данная поддержка осуществляется в соответствии с Государственной программой Приморского края «Устойчивое развитие сельских территорий Приморского края». Финансирование программы осуществляется за счет средств Федерального бюджета и бюджета Приморского края. Исполнение Государственной программы в 2018 году составило 95,6 % от плановых показателей. В источниках финансирования программы преобладают средства бюджета Приморского края, доля которых составляет 65 %. Однако почти 7 % этих средств не было использовано, а следовательно, часть расходов не была профинансирована [4, c. 6].

В рамках программы существует подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», средства которой в 2018 году были использованы не полностью на сумму 8478,7 тыс. руб.

Поддержка малых форм хозяйствования на земле осуществляется путем предоставления субсидий, направляемых на софинансирование целевых расходов. Большая часть субсидий (81,3 %) была предназначена для создания или развития фермерских хозяйств. Для Приморского края данное направление является очень важным, так как именно крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели наращивают производство. Малый бизнес часто сталкивается с недостатком источников финансирования и ему приходится прибегать к банковским кредитам. Государство субсидирует часть ставки по банковским кредитам, делая их более доступными. Однако в 2018 году в Приморском крае 1945,1 тыс. руб., предназначенные на софинансирование процентной ставки, не были использованы малым бизнесом, значит, часть проектов не была реализована. Для Приморского края крайне острой является проблема обеспечения земельными ресурсами малого бизнеса, так как средний размер их земельных угодий почти в 4,3 раза меньше, чем в ПФО. Однако субсидии, предназначенные на возмещение части затрат при оформлении в собственность земли на сумму 99,2 тыс. руб., не были использованы. Причины неполного использования субсидий связаны с непредоставлением заявок или расчетов на субсидии либо предоставлением документов, не отвечающих требованиям [4, c. 6].

Несмотря на недофинансирование расходов по поддержке малых форм хозяйствования, целевые показатели подпрограммы в 2018 году оказались выполнены или даже перевыполнены, что говорит о том, что планируются меньшие результаты, чем те, которые могли бы быть достигнуты.

Однако важно также отметить, что государственная поддержка и кредитование малого бизнеса находится на слабом уровне по сравнению с крупным бизнесом, который имеет больше инструментов в конкурентной деятельности. Особенно стоит отметить, что у государственной помощи и льготных займов есть свои особенности: банкам нужна прозрачная финансовая отчетность, которые чаще готовы представлять крупные сельскохозяйственные предприятия, а для получения государственных субсидий необходимо выполнить целевые показатели и собрать объемный пакет документов, которые крупные сельскохозяйственные предприятия стандартно могут предоставить.

На основании Указа Президента РФ от 5 июня 2015 года № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» была сформирована АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП), осуществляющее собственную деятельность в целях координации осуществления субъектам малого и среднего бизнеса поддержки. Если говорить о малом аграрном бизнесе, то Корпорация МСП вместе с Минэкономразвития России и Банком России сформировала Программу стимулирования кредитования субъектов малого предпринимательства, которая реализует проекты в ключевых отраслях. Указанная программа определяет процентную ставку по кредитам в сумме не меньше 10 млн. рублей для субъектов малого бизнеса на уровне 9,6 процентов годовых [2, c. 87].

В данной программе Корпорации МСП принимает участие 21 банк, в том числе АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк», которые являются ключевыми участниками Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Максимальная сумму кредита в пределах осуществления программы Корпорации МСП составляет до 1 млрд. рублей. Основной целью кредитования являются нужды сельского хозяйства и (или) приобретения услуг в указанной сфере: от получения основных средств до пополнения оборотных средств. Сборов и дополнительных комиссий не имеется, но срок льготного фондирования по предоставляемым кредитам имеет ограничения до трех лет. Ключевым критерием для описанных банков считается наличие чистой кредитной линии и срока деятельности от 1-ого года – для ПАО «Сбербанк», и от 3-ех лет для АО «Россельхозбанк». Кредитные организации, которые предоставляют финансирование малого аграрному бизнесу по программе Корпорации МСП, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5 процентов годовых [2, c. 88].

Дополнительно необходимо отметить, что по краткосрочному кредитованию доля компаний крупного бизнеса в общем объеме одобренных заявок составила в Сбербанке 88,4 процента. При этом по краткосрочному кредитованию доля компаний малого бизнеса в общем объеме одобренных заявок составила 67,5 процента. Следовательно, необходимо устранять данную разницу при помощи поддержки со стороны государства в области льготного кредитования малых сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, необходимо сделать выводы о том, что малый бизнес в сельском хозяйстве играет очень важную роль, не только обеспечивая продовольственную безопасность Российской Федерации, но и являясь хранителем национальной культуры и традиций [2, c. 90]. Государственная аграрная политика предусматривает особые меры поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, включая использование специальных налоговых режимов, получение субсидий и грантов на развитие хозяйства. Аграрный малый и крупный бизнес в Приморском крае увеличивает производство сельскохозяйственной продукции. Однако фермеры и предприниматели сталкиваются с рядом проблем, часть из которых может быть решена с помощью государственной поддержки. Для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов необходимо: перераспределить финансирование в пользу малого бизнеса пропорционально получаемой отдаче от вложений; повысить качество бюджетного планирования; облегчить процедуру получения субсидий, улучшив качество информационных и консультационных услуг региональными и местными органами власти.

Список литературы

  1. Быков А.А., Хвалько Т.В. Вклад отраслей в сбалансированный рост российской экономики // Российский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 4–20.
  2. Старкова О.Я. Конкуренция и государственная поддержка как условия развития аграрного сектора экономики // Пермский агарный вестник. – 2018. – № 3(9). – С. 86–91.
  3. Сергеева В.Г. Сущность финансово-кредитных инструментов в оптимизации малой аграрной политики // Финансы. – 2018. – Т. 2, № 4. – С. 47.
  4. Айдинова А.Т. Этапы развития программ господдержки малого и крупного бизнеса на селе и оценки их эффективности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 2. – С. 27–42.
  5. Ванкевич Е.В., Зайцева О.В. Нестандартная занятость: сущность, формы, масштабы регулирования // Российский экономический журнал. – 2015. – № 3. – С. 129–149.
  6. Амосова Н.И., Вяльцев Е.Г. Проблемы функционирования среднего и крупного бизнеса в АПК Курганской области // Инновационная наука. – 2016. – № 4. – С. 20–23.
  7. Свиридов Д.О. Инновационное развитие малого и крупного бизнеса в АПК // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – Т. 11, № 12. – С. 119–124.
  8. Капелист Е.В. Малый и крупный бизнес в АПК: направления и специфика дифференцированной государственной поддержки // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 4-1(13). – С. 139–140.