ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

INFLUENCE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION OF YOUNG TEENAGERS

Ни одно цивилизованное государство в настоящее время не может развиваться без информационных технологий, и это говорит о том, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационное. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью функционирования основных социальных институтов, в том числе и системы образования.

Введение и реализация федеральных образовательных стандартов общего образования является объективной потребностью как общества, так и государства, и связано с необходимостью воспитания и формирования качеств личности школьника, соответствующих запросам информационного общества, цифровой инновационной экономики, целям построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.

В соответствии с ФГОС, с моделью «1ученик: 1 компьютер» в 2019-2020 учебном году все обучающиеся вторых-девятых классов работают с имеющимися в наличии персональными нетбуками или планшетами.

С помощью интерактивных возможностей современных компьютеров учитель получает возможность развивать познавательную активность обучающихся, а для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных систем познавательного общения, а на современном этапе обучения одной из таких форм организации является система обучения с активным применением интерактивных средств обучения.

Вопрос развития познавательной активности являлся и является одним из актуальных вопросов организации образовательного процесса.  В России попытка рассмотреть вопрос формирования познавательной активности была предпринята К.Д. Ушинским, К.В. Ельницким, П.Ф. Каптеревым. К.Д. Ушинский первым в стране представил полную картину развития познавательной активности обучающихся.

Если говорить об интеллектуальном развитии обучающихся младшего школьного возраста, то именно в этом возрасте они достигают уровня развития, при котором становится возможным оперирование представлениями, овладение принципами анализа и синтеза, возрастает объем информации, с которой ребенок может работать и быстро обрабатывать.

У младших школьников продолжает формироваться стремление иметь свою точку зрения, появляется суждение о собственной социальной значимости, завершает развиваться самосознание личности. Школьники переходят от наглядно-образного рассуждения к словесно-логическому, изменяется содержания мышления, оно становится более конкретным, внимание обращается на существенные свойства явлений и предметов и процесс взаимодействия между ними. Ребенок младшего подросткового возраста имеет склонность к задаванию вопросов о причинах явлений, быстро приходить к выводам и обобщениям, они любят практические занятия, лабораторные работы.

Итак, можно сказать, что школьники младшего школьного возраста девяти-десяти лет могут усваивать абстрактные понятия, следовательно, наступает благоприятный период для интенсивного формирования теоретического мышления, самостоятельных действий, расширения кругозора, познавательной активности, чему способствует применение интерактивных средств обучения в процессе обучения обществознанию.

Под познавательной активностью понимают такое свойство личности обучающегося, которое реализуется в образовательной деятельности и демонстрирует отношение обучающегося к процессу познания, подкрепляется стремлением к овладению разнообразными способами получения знаний и концентрацией прилагаемых волевых усилий в процессе достижения результатов обучения.

Происхождение слова «интерактивный» связано с латинскими inter, обозначающим «взаимно» или «между собой», и activus переводимым как «деятельный» или «энергичный». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие: «интерактивный диалог» определяется как «активный обмен информацией между пользователем и любой информационной системой, осуществляемый в режиме онлайн».

В «Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования» дается понятие интерактивного диалога: «взаимодействие пользователя с программно-аппаратной системой, характеризующейся реализацией более развитых средств ведения диалога. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с компьютером характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и реплика последней требует реакции пользователя [3]

Интерактивные средства обучения несут в себе большую информативность, достоверны, способствуют проникновению вглубь явлений, процессов, способствуют усилению наглядности обучения, интенсифицируют процесс обучения, усиливают восприятие материала на уровне эмоционального воздействия. Соответственно, интерактивные средства непосредственно направлены на повышение эффективности труда педагогических работников, способствуют формированию познавательной активности школьников.

В отечественной педагогике проблема развития познавательной активности исследовалась К. Д. Ушинским, который первым в России дал целостную характеристику познавательной активности обучающихся. Он считал, что именно познавательная деятельность является предпосылкой возникновения высшей формы саморазвития личности, способствует целеустремленности в процессе получения и применения знаний.

В советское время в психолого-педагогической литературе проблема развития познавательной активности рассматривалась весьма неоднозначно.

А. Г. Маркова понимает познавательную активность как «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» [2]

М. А. Данилов утверждал, что познавательная активность, «преодоление затруднений развивает мышление учеников, повышает интерес к учению, создает у учащихся положительный эмоциональный настрой» [1].

С. Л. Рубинштейн утверждал, что при развитии познавательной активности «развитие личностных психических свойств совершается в процессе деятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребенком конкретных жизненных (и учебных) задач» [4]

Е.Д. Хлестова в своей диссертации пишет, что «источником активности являются компоненты мотивационной сферы, которые различным образом оказывают влияние на становление и проявление активности учащихся. Так, потребности вызывают активность, мотивы побуждают ее и придают ей определенное содержание, процессы целеполагания определяют избирательность активности, сочетание эмоциональных состояний удовлетворенности и неудовлетворенности обеспечивает непрекращающийся процесс активности» [5]

Приведенные выше высказывания и в современном обществе нисколько не потеряли своей актуальности. Именно в младшем подростковом возрасте снижается познавательная активность: начинается интенсивное  социальное  формирование, ребёнок стремится к тому, чтобы окружающие признали его «взрослость», а это приводит к ухудшению школьной успеваемости, поэтому так важно развивать познавательную активность в контексте социализации школьника, его стремлении найти свою траекторию развития, а значит, учитывать значимость информационно-коммуникационных технологий.

Совершенно оправданным для развития познавательной активности обучающихся 3-4 классов является использование информационно-коммуникационных технологий. Обучающиеся с большой заинтересованностью выполняют практические  работы сnразбором подготовленных учителем проблемных заданий в системе мобильного обучения ЯКласс, Учи.ру, системе дистанционного обучения Moodle индивидуально оценивают всевозможные носители социальной информации; используют сервисы Web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности; участвуют в сетевых,  школьных групповых индивидуальных исследовательских проектах.

На современном этапе российского образования особенно актуально развитие познавательной активности, но традиционные средства обучения и интерактивное обучение по системе «учитель-ученик» является неэффективным и неинтересным для обучающихся младшего подросткового возраста. Поэтому педагогическое сообщество отмечает снижение мотивации к обучению, незаинтересованность в построении индивидуальной траектории развития, увлечённость бесполезным времяпровождением в сети Интернет (компьютерные игры, социальные сети). Также способствует снижению познавательной активности школьников неумение эффективно использовать информационно - коммуникационные технологии при реализации проекта «1 ученик- 1 компьютер», так как в обязательной для изучения части федерального примерного учебного плана в соответствии с ФГОС НОО отсутствует учебный предмет «Информатика» в 3-4 классах.

Поэтому одним из важнейших направлений организации образовательного процесса на уровне основного общего образования является целенаправленное внедрение в процесс обучения и воспитания различного рода информационных технологий, а также организация  самостоятельной работы школьников с помощью информационных  и телекоммуникационных технологий, чему способствует применение интерактивных средств обучения по системе взаимодействия «ученик – компьютер»

Список литературы:

  1. Данилов М. А. и др. Дидактика средней школы. – М.: Просвещение 1975. – 304с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, – М.: 1983. – 96 с.
  3. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2009. – 96 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство "Питер", 2013. – 713с.
  5. Хлестова Е. Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – М., 2009. – 26 с.