ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЛАНИРОВАНИИ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

THE SEPARATE PROBLEMS OF COST PLANNING AT THE ENTERPRISE

Успешность деятельности любого современного предприятия во многом зависит от уровня его конкурентоспособности. Высокую степенью конкурентоспособности обладают, в первую очередь, те предприятия, которые имеют наилучшее соотношение цены и качества своей продукции. Цена любой продукции определяется затратами на ее производство. От уровня затрат зависит основной показатель деятельности любого предприятия – прибыль. Чем она выше, тем больше  ресурсов идет на развитие предприятия, в том числе на разработку и внедрение  новых товаров и услуг, обновление оборудования.

Затраты  – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Управление затратами организации включает в себя пять распространенных функций, которые были разработаны французским ученым-экономистом А. Файолем: планирование, организация, мотивация, координация, контроль [5, с. 536].

В современной нестабильной экономической ситуации достаточно остро стоит проблема планирования, учета, анализа и контроля затрат предприятий. Данная проблема является актуальной, так как уровень конкурентоспособности предприятия находится в тесной зависимости от себестоимости производимой продукции. Чем ниже себестоимость, а, следовательно, и цена, тем выше уровень конкурентоспособности предприятия.

Планирование затрат – это один их основных элементов в структуре управления производством. Это достаточно сложный процесс в любой организации, который включает в себя расчет необходимых расходов на производство товаров в определенном количестве, а также затраты на их перевозку, доставку, хранение, обслуживание, рекламу. Планирование затрат производится с целью определения суммарной стоимости ресурсов и расчета возможной прибыли. Таким образом, планирование затрат можно считать базой для рационального и эффективного использования ресурсов.

Планирование затрат играет важную роль в хозяйственной деятельности каждого предприятия. Однако при планировании  часто допускаются одни и те же распространенные ошибки, которые снижают эффективность всей системы управления. Наиболее распространенными проблемами являются:

  1. Проблема рационализации затрат. Даже если предприятие полностью регламентирует уровень затрат во всех своих производственных подразделениях, оно все равно может столкнуться с нерациональным использованием имеющихся ресурсов. Важным этапом решения проблемы рационализации затрат является постепенная автоматизация управления. Для этого необходима установка специальных программ. Они анализируют информацию в реальном времени и формируют отчеты, которые являются основой для принятия управленческих решений руководством.

Автоматизированная система позволяет собрать достоверные и полные аналитические данные, возникающие в результате операционной деятельности предприятия. На основе точных и своевременных данных менеджеры могут в любой момент сформировать необходимую отчетность и принять эффективные управленческие решения, но для этого им не нужно изучать большие объемы  информации, так как система предлагает уже обобщенные, сведенные, упорядоченные данные. 

На текущий момент можно определить следующие основные средства автоматизации управленческого учета [2]:

а) Excel. Временное решение для малых компаний с простыми и понятными бизнес-процессами и с небольшим объемом операций по небольшому количеству юридических лиц и касс;

б) Облачные сервисы (например, Microsoft Azure). Позволяют отслеживать использование ресурсов и управлять затратами во всех облаках с помощью единого представления. Данные сервисы предоставляют доступ к подробным операционным и финансовым сведениям компании, позволяющим принимать взвешенные решения;

в) Различные специализированные конфигурации на базе 1С. Для организаций, деятельность которых большей частью связана с производством, в качестве базового продукта для настройки управленческого учета под деятельность предприятия чаще всего используют конфигурацию «1С: Управление производственным предприятием 8» (иногда, в этом случае могут подойти типовые конфигурации «1С: Комплексная автоматизация 8», либо «1С: Управление небольшой фирмой 8» – чья стоимость ниже чем у 1С:УПП8, но соответственно и меньше возможностей для ведения учета на производственном предприятии);

г) ERP-системы для комплексной автоматизации крупных предприятий. Это программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, операции, отчетность, производство, кадры и позволяет управлять ими.  Это сложная программа, поэтому стоимость ее покупки и внедрения достаточно высокая. Также предъявляются повышенные требования к оборудованию для хранения и обработки информации. 

 Каждая программа имеет свои особенности и необходимо тщательно подходить к их выбору.

  1. Отсутствие объективности при планировании затрат. В процессе планирования затрат предприятия используют проверенные, традиционные варианты планов, хотя постоянно появляются все новые, альтернативные виды планирования в зависимости от поставленных целей.

Основные пути совершенствования системы планов:

– повышение обоснованности разрабатываемых планов, как с технической, так и с финансовой стороны;

– использование современных альтернативных нормативов и норм, а также методов балансового расчета;

– принятие мер для улучшения основных показателей эффективности работы предприятия – снижение фондоемкости и материалоемкости, рост  результативности труда, увеличение объемов производства продукции.

Применение новых и усовершенствованных альтернатив может поспособствовать повышению рационализации и эффективности деятельности.

  1. Проблема стратегии планирования затрат. Данная проблема заключается в отсутствии тесной взаимосвязи между оперативным и стратегическим уровнями планирования затрат. Это проблема возникает в связи с отсутствием увязки стратегических целей и текущей деятельности предприятия [1, с. 101-102]. Из-за этого оперативное планирование затрат не направлено на достижение стратегических целей, что влияет на их реализацию (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение стратегического и оперативного уровней планирования затрат

Характеристика

Стратегический уровень

Оперативный уровень

Организационный уровень разработки и принятия планов

Разрабатываются и контролируются на верхнем уровне управления

Принимаются на всех уровнях управления

Временные рамки

Долгосрочные планы

Краткосрочные планы

Непрерывность процесса планирования и осуществления

Стратегические решения принимаются не часто, а их реализация требует длительного времени, как правило, нескольких лет

Управление осуществляется непрерывно, планирование осуществляется повседневно, задачи носят краткосрочный характер

Уровень неопределенности

Разработка осуществляется в условиях неопределенности

Имеет дело в основном с конкретными проблемами

Объем и тип необходимой управленческой информации

Необходим большой объем информации, получаемой из разных источников о разнообразных процессах как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. Сбор данных затруднен, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов. Решающими факторами часто являются интуиция и опыт

Процессы сбора информации в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом широко используется машинная обработка информации и автоматизированные системы управления

Точность контроля и оценки

Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления

Достаточно легко анализировать результаты принятых решений

Степень риска и последствия реализации рисковых решений

Масштабы решений, различный уровень неопределенности и сложность среды повышают степень риска

Используется оперативная информация, которая, более точна, вследствие чего риск невысок

Предсказуемость результата

Результат сложно предугадать

Результат предсказать достаточно просто

Источник: [7]

На многих отечественных предприятиях остро стоит вопрос оптимального сочетания стратегического и оперативного уровней управления, а также   формирования их эффективной взаимосвязи.

В условиях рыночной среды в российских компаниях взаимосвязь стратегического и оперативного управления должна основываться на постоянном контроле оперативных показателей, оказывающих влияние ту или иную долгосрочную стратегию предприятия.

Взаимосвязь стратегического и оперативного уровней управления должна базироваться на ряде требований: научной обоснованности, непрерывности, системности, гибкости и точности.

  1. Проблема выбора метода планирования затрат. При выборе стратегии деятельности предприятия, основной задачей становится определение задач и выбор направлений развития. Потом, исходя из направления и поставленных задач, составляются текущие планы. Далее происходит утверждение программы развития организации, которая включает в себя разработанные планы, сроки их исполнения, необходимые затраты, а также прописываются все источники финансирования [3, с. 35].

Метод планирования – это конкретные способы расчетов показателей. Основные методы, используемые при планировании затрат предприятия, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Методы планирования затрат

Метод планирования

Характеристика

Нормативный

Для разработки планов используется определенная система норм и нормативов. Они научно обоснованны и принимаются или на уровне предприятия, или на уровне государства (т.е. закреплены законодательно). На основе данных нормативов рассчитывается необходимый уровень финансовых ресурсов.

Расчетно-аналитический

Базой для расчета плановой  величины  финансового показателя является уже достигнутая величина данного показателя, который корректируется с учетом изменения   индексов   в   плановом периоде.

Балансовый

Применение балансового метода позволяет увязать между собой имеющиеся финансовые  ресурсы предприятия и фактическую потребность в ресурсах.

Позаказный

Метод используется на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент  товаров. Себестоимость     единицы     продукции     определяется отношением     затрат    на  количество изделий, произведенных по данному заказу.

Оптимизация плановых решений

Изначально разрабатывается  некоторое количество вариантов  планового  расчета  затрат, из которых потом выбирают наиболее приемлемый вариант.

Экономико-математическое моделирование

Возможность    выражения    количественных   взаимосвязей   между финансовыми  показателями  и  их  определяющими факторами.  Эта связь выражается через экономико-математическую модель.

Бюджетирование

Метод выражается в увязке производственных и финансовых  планов, как предприятия в целом, так и его подразделений,  исходя из  оперативных и стратегических целей  функционирования. Выполнение  этих  планов находится под постоянным контролем,  при необходимости  применяют   корректирующие  воздействия на отклонения от параметров.

Источник: [1, с. 249-256]

Одним из основных способов разработки норм является расчетно-аналитический метод. Данный метод заключается в том, что нормы и нормативы разрабатываются на основе полного анализа состояния производства, с учетом вероятных изменений, изучения влияния различных факторов. При разработке норм опираются на технические, финансовые и организационные особенности работы предприятия. 

Основные группы технико-экономических норм и нормативов [6, с. 33-34]:

–  нормы затрат живого труда (нормы затрат  рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

– нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий); 

–  нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов); 

– нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива); 

–  нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств. 

Каждая из этих групп норм и нормативов выполняет свои определенные функции. Так, нормы затрат живого труда используются при определении уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. Нормы расхода материальных ресурсов и нормативы организации производственного процесса необходимы при расчете требуемого количества отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда используются при расчете уровня использования производственных мощностей. 

Процесс планирования затрат сопровождается составлением сметы. Они разрабатываются не только для всей фирмы в целом, но и для каждого отдела или этапа производства. Сметы разрабатываются по назначению затрат (например, производ­ственные затраты и коммерческие расходы), и по видам производимых товаров или предлагаемых услуг (работ).

Смета – документ, в котором рассчитываются примерная сумма необходимых затрат на производство товара или реализации услуги (работы). Смета помогает персоналу придерживаться ранее разработанного плана производства. Расчет затрат на единицу продукции пред­ставляет собой установление норматива затрат. При составлении сметы учитывается перечень определенных производственных нормативов [4, с. 79].

Сметы затрат выполняют несколько важных задач:

– выступают важным источником информации при разработке производственных планов;

– помогают скоординировать работу отделов предприятия;

– доведение планов до руководителей подразделений (центров ответственности);

– стимулирование деятельности руководства по достижению целей организации;

– управление производством;

– оценка эффективности работы руководителей.

Таким образом, для достижения необходимого уровня конкурентоспособности предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою систему управления. В основе эффективного управления затратами предприятия лежит их грамотное планирование. Планирование затрат – достаточно сложный процесс в любой организации, который включает в себя расчет необходимых расходов на производство товаров в определенном количестве, а также затраты на их перевозку, доставку, хранение, обслуживание, рекламу. Планирование затрат производится с целью определения суммарной стоимости ресурсов и расчета возможной прибыли.

Для решения проблем планирования затрат, приведенных в статье, могут быть применены следующие меры:

– постепенный переход к автоматизированной системе управления предприятием;

–   использование новых альтернативных систем норм и нормативов;

– внедрение постоянного контроля над оперативными показателями, влияющими на осуществление стратегических целей предприятия;

–  обязательный учет влияния внутренних и внешних факторов, а также специфики деятельности предприятия при выборе метода планирования затрат.

Разрешение множества проблем и существенных недостатков планирования затрат позволит предприятиям в перспективе рационализировать свою деятельность, оптимально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы и получать максимально возможную прибыль.

 

Список литературы:

 

  1. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 411 с.
  2. Как автоматизировать управленческий учет [Электронный ресурс]. – URL: https://www.business.ru/article/732-kak-avtomatizirovat-upravlencheskiy-uchet (дата обращения: 10.12.2019). 
  3. Мазаева П.С. Сущность управления затратами на промышленном предприятии // Инновационная наука. – 2015. – №8. – С. 34-36.
  4. Ордынская М.Е., Ситимов З.Р. Выбор метода и системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – №3. – С. 77-91.
  5. Подгорная А. Г., Тюрев В. К. Управление затратами на предприятии: вопросы теории и практики // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – С. 536-538.
  6. Смирнов К.А. Нормирование и экономия материальных затрат: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 153 с.
  7. Стратегическое планирование на промышленном предприятии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.intuit.ru/studies/educational_groups

/1299/courses/977/lecture/14675 (дата обращения: 10.12.2019).