ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвероклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. 

Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется его состояние эмоциональной сферы, как следствие – возникает стрессовая реакция организма учащегося. В результате всего этого может резко снижаться успеваемость детей в пятом классе.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, которым подразумевается доступность образования для всех в плане приспособления к нуждам детей, и обеспечивает доступ к образованию для детей, имеющих особые потребности. В рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) проблема инклюзивного образования в Российской Федерации стоит наиболее остро.

Современные изменения в образовании, которые связаны с идеей инклюзии и законодательным закреплением понятия инклюзивного образования, сегодня приобрели системный характер. Вслед за этапом нормативно-организационных изменений, что закреплены в законодательных и нормативно-правовых документах, настало время содержательных изменений в образовании. Сама инклюзия направлена на то, чтобы удовлетворить потребности каждого в образовании, раскрывать потенциал вне зависимости от каких-то ограничений, связанных с их физическим здоровьем. 

Нужно сказать, что в инклюзивном образовании большинство детей переживает переход с младшей в среднюю школу как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, какой в определённый мере подчеркивают учителя и родители, а также предметное обучение [7, с. 21]. 

Дети в средней школе начинают понимать и осознавать связь новых предметов с определенной областью знаний. Поэтому одним из условий осуществления инклюзивного образования является технология сопровождения, которая состоит из научно обоснованной, логически выстроенной и воспроизводимой системы действий субъектов и направляется на достижение целей социализации, развитие и самоактуализацию личности ребенка.

Для многих детей, которые первоначально обучались у одного учителя, переход к нескольким учителям, которые имеют различные требования, характер и разный стиль отношений – это зримый внешний показатель их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, а также наладить возможные не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами [6].

И нужно сказать, что в школах какого-либо вида инклюзии при изучении гуманитарных предметов (истории, обществознания) возникают определенные трудности:

- во-первых, присутствует довольно много фактического материала (даты, цифры, различные исторические факты и т. д.);

- во-вторых, дети должны не только запоминать фактический материал, но и уметь применять его в динамике обучения (например, при изучении темы рабства дети должны знать его особенности в разных древних обществах);

- в-третьих, необходимо постоянное сопоставлять события прошлого и современного, что также нуждается в определенном аналитическом мышлении ребят [5, с. 84].

Поэтому, чтобы необходимо сказать о том, что нескоординированность требований программы выпускников четвертых классов и учеников пятых, отсутствие преемственности в программах и, как следствие, в учебниках – это основные проблемы снижения успеваемости учащихся. Для того, чтобы ученик на всех этапах учебы находился в единой педагогической среде, в школах было снято проблему разорванности образования, а также осуществлялась непрерывность и преемственность, необходимо, чтобы учителями-предметниками гуманитарного цикла, которые будут принимать детей в пятый класс, заблаговременно были изучены программа, учебники и методики начальных классов и среднего звена по предмету. 

Здесь ориентирами могут служить сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников, какие может передать учитель начальных классов, и проверочные работы, которые проводятся в начале года. Поэтому каждому учителю-гуманитарию нужно учитывать психологическую аксиому про неравномерное развитие человека.

Также чтобы облегчить процесс адаптации ученика в инклюзивной школе при переходе со ступени на ступень, нужно практиковать взаимопосещение уроков в 4 и 5 классах. Это будет способствовать тому, что будущие учителя-историки и другие предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика в классе, а учитель 4 класса сможет познакомиться с методикой проведения уроков таким специалистом. При этом каждый может высказать своё мнение про урок коллеги. 

Так как дети, обучающиеся в коррекционной школе, любят рисовать, неплохо использовать этот момент при обучении (придав ему элемент соревновательности). Например, при изучении темы «Нашествие персов на Грецию» учитель может нарисовать на доске две фигуры разделив их на несколько секторов: отрицательная – Ксеркс и положительная – Леонид. Учащиеся, отвечая на вопрос учителя, заштриховывают сектора. Побеждает то, кто закончит эту работу быстрее. Таким образом, повышается интерес к изучению текста учебника [2, с. 74].

Также полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе инклюзивной школы лучше всего составлять и практиковать вместе с учителем истории и природоведения 5 класса. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявлять среди детей с особенными потребностями потенциальную «группу риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение возможно связано с определёнными трудностями и, что будут нуждаться в дальнейшей психолого-педагогической поддержке. Таким образом, проблемы преемственности при переходе учащихся с первой на вторую ступень обучения в инклюзивной школе возникают, в основном, из-за конфликта существующих программ обучения.

Еще в конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов проводят открытые уроки для учителей истории, природоведения и естествознания, а также будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. Учителя-гуманитарии составляют контрольные работы, и для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями и определения уровня подготовки они посещают уроки, проводят уроки в своих будущих классах, а в начале нового учебного года с приглашением учителей начальных классов показывают открытые уроки по природоведению.

В тех классах где количество детей, обучающихся в инклюзивных классах невелико, самое главное для учителя – не оставить этих детей без внимания. Как правило такие дети не всегда на «хорошем счету» у учителей. Но эти дети могут быть незаменимы при игровых ситуациях, технической поддержке учителя. Они должны еще до начала урока знать характер и объем своего задания, чтобы не испытывать неловкости на уроке.

Как следствие, нужно сказать о том, что основные проблемы преемственности при изучении гуманитарного цикла в школе следующие:

- отсутствует механизм согласования целей и задач на разных ступенях обучения;

- формы, методы традиционной системы обучения в школе не соответствуют инклюзивным требованиям социума;

- недостаточный уровень психолого-педагогического адаптационного периода [3, с. 222]. 

Таким образом, проблему преемственности (в целом) можно корректно поставить и разрешить только в рамках системы развивающего инклюзивного образования.

Как следствие, пути повышения качества образования в начальной инклюзивной школе следующая: 

- увеличение качество знаний гуманитарного предмета; 

- создание ситуации успеха; 

- использование инновационных методов обучения;

- активная личностная позиция педагога; 

- развитие интеллектуальных и творческих способностей особенных детей; 

- личностно-ориентированный подход в обучении; 

- преемственность как условие обеспечения повышения качества образования на всех ступенях обучения; 

- разнообразие форм организации учебного материала; 

- позитивный настрой;

- совершенствование системы оценивания [1, с. 85].

Поэтому переход учащихся из начальной школы на следующую ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. Сильная перегрузка пятиклассников в инклюзивной школе вызвана значительным нарастанием объема и сложности учебного материала при низком уровне умений и волевых качеств учеников.

Помощь товарищей – также один из используемых мною приемов. Очень хороший прием по отношению к тем учащимся, которые хотят получить минимальную положительную оценку, но испытывают трудности с заданием. Разумеется, помощь должна быть в разумных пределах.

Также нельзя не отметь, что результативность при обучении исторических дисциплин во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, знаний математики, особенно при запоминании исторических периодов и дат. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей истории, природоведения определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе [4, c. 82]. 

Таким образом, выполняется задача инклюзивной школы – поддержка ребёнка с особенными потребностями и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были впоследствии реализованы. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой – это очень важное условие для успешности и развития школьников.

 

 

                  Список использованной литературы

 

  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова. // Психологическая наука и образование, 2011. – № 1. – С. 83–92.
  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2008. – 298 с.
  1. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. / Б. Н. Бубеева. // Вестник Бурятского государственного университета, 2010. – Вып. 1. – С. 221–225. 
  1. Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования. / С. Г. Жиркова. // Научное обозрение, 2010. – № 1. – С. 79–83. 
  1. Инклюзивное (интегрированное) образование: от теории к практике: материалы научно-практической конференции с международным участием 14 июня 2013 г. – Омск: Омский педагогический колледж № 1, 2013. – 218 с.
  1. Преемственность начального и основного общего образования. – URL: http://hk3.ucoz.ru/AKTE/metodrabota/protokol.pdf
  1. Сунцова А.С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 110 с.