БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS: PECULIARITIES AND WAYS OF PREVENTION

В настоящее время анализу финансового состояния банков уделяется пристальное внимание со стороны регулятора. На протяжении нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция к общему сокращению количества кредитных организаций, в частности банков. Это связано в первую очередь с очищением банковской системы от неустойчивых и неплатежеспособных банков, а также с ростом требований к капиталу банков и действиями регулятора по отзыву лицензий у организаций, нарушающих требования банковского законодательства.

Проблема несостоятельности кредитных организаций имеет особую актуальность, так как в первую очередь, затрагивает интересы всех вкладчиков – как физических, так и юридических лиц. Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства определены в §4.1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Исходя из положений ст. 189.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», можно выделить следующие признаки банкротства кредитной организации [1]:

1) кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам;

2) не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на двадцать процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

4) нарушает любой из нормативов достаточности собственных средств (капитала) банка, установленный Банком России;

5) нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на десять процентов;

6) допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Институт банкротства кредитных организаций характеризуется своими особенностями. Именно Банк России является заявителем по делу о банкротстве, а также выступает органом, осуществляющим отзыв лицензии у КО на осуществление банковских операций. По результатам анализа финансового состояния Центральный Банк принимает решение о дальнейшей деятельности банка. Одним из вариантов может являться реорганизация КО - в форме слияния или в форме присоединения, осуществляется она в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Однако наряду с государственным контролем осуществляются также меры по предупреждению банкротства и оздоровлению банковского сектора [4].

Ключевой из мер является санация, предусматривающая прямое кредитование банков, которые имеют серьезные проблемы в платежеспособности.

Вторая мера – назначение временного управляющего, срок максимального назначения которого составляет не более 7 месяцев. Управляющий обязан произвести финансовый анализ кредитной организации и сохранить ее имущество, а так же выявить кредиторов и оповестить их о введении наблюдения.

И наконец, реорганизация – это крайняя мера предотвращения банкротства. Главной ее особенностью является максимальная экономия активов банка. Кредиторы имеют возможность сохранить большую часть своих средств, и при этом угроза ликвидации платежной системы государства не выявляется.

Кроме того, Банк России в случае возникновения признаков банкротства вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией.

Таким образом, ключевым фактором, способствующим сокращению количества кредитных организаций, можно считать отзыв лицензий и банкротство банков. Однако особую важность также представляет своевременное применение мер по предотвращению банкротства в рамках финансового оздоровления банковского сектора при наличии у кредитной организации признаков банкротства.  На сегодняшний день разработаны пути предотвращения банкротства коммерческих банков, которые перестраивают неэффективную финансовую политику банка на совершенно новую и прогрессивную. Конечно, в целях предотвращения негативных банковских рисков следует активизировать работу самих коммерческих банков, совершенствуя перечень предоставляемых услуг согласно текущим потребностям рынка, улучшать инструментарий методов работы банков, повышая качество предоставляемых услуг.

Список литературы:

  1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ// Справочно-правовая система Консультант Плюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 01.09.2019)
  2. Зайцева Т.В., Блищак К.А. Банкротство кредитных организаций и консолидация банковского сектора в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №7. – с.55-57.
  3. Обзор банковского сектора России // Информационные материалы Центрального Банка РФ. – 2019. - №202. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/20074/obs_202.pdf (дата обращения: 01.09.2019).
  4. Тимофеев С.В. Некоторые вопросы применения мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2012. - №3 (83) – с.141-148.

References:

  1. O nesostoyatel'nosti (bankrotstve): Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 №127-FZ// Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tant Plyus – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (data obrashcheniya: 01.09.2019)
  2. Zajceva T.V., Blishchak K.A. Bankrotstvo kreditnyh organizacij i konsolidaciya bankovskogo sektora v RF // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2018. - №7. – s.55-57.
  3. Obzor bankovskogo sektora Rossii // Informacionnye materialy Central'nogo Banka RF. – 2019. - №202. Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/20074/obs_202.pdf (data obrashcheniya: 01.09.2019).
  4. Timofeev S.V. Nekotorye voprosy primeneniya mer po preduprezhdeniyu nesostoyatel'nosti kreditnyh organizacij // Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». - 2012. - №3 (83) – s.141-148.