Особенности управления организационной культурой нефтегазовых компаний

Features of management of organizational culture of oil and gas companies

Для нефтегазовых компаний России характерна высокая организационная культура. Для руководства компаний важно достижение общей цели организации, а поэтому они и стремятся обеспечить такой уровень культуры.

Сравнение организационной культуры различных нефтегазовых компаний (НК «Роснефть»,ПАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром») приведено в таблице 1 . В ней отображены различные элементы организационной культуры.

Таблица 1 – Сравнительная таблица организационной культуры нефтегазовых компаний

Компания

Описание организационной культуры

НК «Роснефть»

1 Рационально организованная система обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы.

2 Традиция отмечать День Рождения компании.

3 Наличие униформы (делового стиля одежды).

4 Символика предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.

5 Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов).

6 Проведение мероприятий по совместному отдыху.

7 Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий.

8 Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации и др.

9 Для управления организационной культурой используются следующие подходы:

- через публичные заявления, личный пример высшего руководства;

- через манипулирование символами и вещами материального мира организации.

ПАО «Лукойл»

1 Лозунги компании как стимуляторы.

2 Ритуалы и традиции:

- принятие в команду профессионалов;

- конкурсы молодежных научно-технических разработок и конференции молодых специалистов;

- поощрения и награды;

- культурно-спортивные мероприятия.

3 Символический менеджмент.

4 Повышенное внимание к внутренним коммуникациям.

5 Система менеджмента – демократический стиль управления.

6 Наличие системы корпоративных ценностей.

7 Прозрачная и понятная система корпоративного управления.

8 Существует институт наставников для молодых специалистов.

ОАО «Сургутнефтегаз»

1 Формирование высококвалифицированного стабильного коллектива.

2 Развитие внутреннего кадрового резерва.

3 Применение института наставничества.

4 Привлечение молодых специалистов.

5 Создание эффективной комплексной системы мотивации каждого сотрудника.

6 Внедрение ценностей и принципов с помощью положения Корпоративной этики.

7 Ознакомительные мероприятия для новых сотрудников.

ПАО «Газпром»

1 Существует Межрегиональная профсоюзная организация.

2 Проводятся корпоративные фестивали, концерты, спортивные состязания и Спартакиады.

3 Существует Институт организационной культуры.

4 Подготовка и обучение профсоюзных кадров и актива.

5 Существует молодежная политика.

6 Существует институт уполномоченных лиц и комиссий по охране труда.

7 Существует правовая инспекция труда.

8 Информационно-аналитическая служба.

 

Практически во всех существует период адаптации нового сотрудника, в течение которого его знакомят с традициями и нормами компании, проводят вводный курс лекций, обычно организуемый отделом по найму персонала, традиционно – отдел кадров.

Для развития кадров, как в профессиональном плане, так и для общего развития, проводятся обучающие курсы, тренинги, мероприятия культурно-развлекательного характера. Они направлены на сплочение коллектива, на достижение целей организации.

Существует локальные нормативные акты, например такие как, Этический кодекс, Положение о корпоративной культуре, Правила внутренний трудового распорядка, где прописаны многие аспекты организационной культуры – стиль одежды, рекомендации взаимоотношений между сотрудниками, руководителями и подчиненными.

Практически во всех компаниях существуют моральное и материальное поощрение, в форме наград, грамот, благодарственных писем, премий.

Во многих существует корпоративная газета. Коммуникации осуществляются через корпоративный портал, информирование сотрудников происходит в быстром времени.

 У каждой компании существует свои корпоративные отличительные знаки, в виде логотипов, корпоративных цветов и т.д.

По типологии К. Ханди организационную культуру нефтегазовых компаний России можно отнести к ролевой культуре. По К. С. Камерону и Р. Э. Куинну – в частности к иерархической и рыночной организационной культуре.

Список литературы

  1. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура. - М., 2010
  2. Бехар Г., Голдстайн Дж. Корпоративная культура Starbucks. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  3. Бодуан Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. –М.: ИНФРА-М, 2009
  4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2008
  5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
  6. Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты.. – М.: Технологическая школа бизнеса,2008
  7. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер.с англ. — С-Пб.: Питер, 2008
  8. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: Теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2010.
  9. Лапина Т.А. Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2009.