МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL INTELLIGENCE IN THE ADOLESCENT

Социальный интеллект является сложным и неоднозначным понятием относительно природы, структуры и места в общей структуре психики которого ведутся непрекращающиеся споры.

Согласно данным видного отечественного психолога Д.В. Ушакова, исследующего проблемы социального (а также эмоционального) интеллекта в настоящее время можно выделить три основных подхода к объяснению сущности понятия «социальный интеллект», а также определению его места в общей структуре психики.

  1. Социальный интеллект – это способность. Рассмотрение социального интеллекта в качестве когнитивной способности приравнивает его к другим видам интеллекта (вербальному, пространственному, математическому и др.). Отличие социального интеллекта от других видов интеллекта в рамках данного подхода заключается в специфическом своеобразии его объекта (процесс социального взаимодействия).
  2. Социальный интеллект – это сумма знаний и навыков социального (межличностного) взаимодействия приобретаемые в течение жизни.
  3. Социальный интеллект – это личностная черта.

В рамках данного исследования, социальный интеллект рассматривался в качестве частного вида общего интеллекта (т.е. особой когнитивной способности). Основой исследования стала гипотеза о наличии корреляционной связи между уровнем развития социального интеллекта (измеренного посредством психодиагностической методики тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, М. О’Салливен) и степенью выраженности отдельных черт личности (измеренных при помощи методики Опросник Кеттела (HSPQ – подростковый вариант), а также числом социальных контактов (показатель выводился их результатов специально составленного для данного исследования опросника).

В исследовании приняли участие 50 учащихся (25 девушек и 25 юношей в возрасте от 13 до 15 лет) МБУ ДО «ДДТ» г. Новозыбкова.

Было установлено наличие прямой корреляционной связи между выраженностью показателя по шкале фактор А, аффектомия-шизотимия (HSPQ) и общим уровнем социального интеллекта, измеренным по шкале Композиционная оценка (тест «Социальный интеллект»). Коэффициент корреляции составил rs=0,78 (р≤0,05) у девушек и rs=0,61 (p≤0,05) у юношей.  Сходные результаты получены и при сопоставлении показателей измерения по шкале фактор А и другими шкалами теста «Социальный интеллект», отражающими степень развития способностей к познанию результатов поведения (Субтест №1), к познанию классов поведения (Субтест №2), к познанию преобразований поведения (Субтест №3) и к познанию систем поведения (Субтест №4).

Результаты измерения общего уровня социального интеллекта (шкала Композиционная оценка теста «Социальный интеллект») также, как выяснилось, коррелируют с данными полученными при измерении по шкалам фактор I, премсия-харрия (HSPQ) (rs= -0,95 (р≤0,05) у девушек и rs=-0,8 (р≤0,05) у юношей) и фактор J, коэстения-зеппия(HSPQ) (rs=-0,94 (р≤0,05) у девушек и rs=-0,94 (р≤0,05) у юношей).

При сравнении результатов измерения уровня социального интеллекта и числа социальных контактов было установлено, что они также коррелируют (rs=0,78 (р≤0,05 у девушек и rs=0,73 (р≤0,05) у юношей).

В ходе анализа полученных результатов, был сделан ряд выводов.

  1. Уровень развития социального интеллекта находится во взаимосвязи со степенью готовности индивида к общению, взаимодействию с окружающими (факторы А и I). Подобные результаты можно объяснить следующим образом: будучи готовым общаться (взаимодействовать) с окружающими, человек легко устанавливает большое число социальных связей, что способствует обогащению опыта социального взаимодействия. Вступая в большое число социальных контактов, человек имеет возможность ознакомиться с большим количеством различных ситуаций социального взаимодействия, усвоить большое число моделей поведения. Социальный интеллект формируется на основе получаемого человеком социального опыта. В связи с этим, неудивительно, что наблюдается наличие означенных выше корреляционных связей.
  2. Уровень развития социального интеллекта взаимосвязан с тем, насколько реалистично человек смотрит на мир (фактор О). Людям свойственно принимать желаемое за действительное. В особенности, это касается того, что, как им кажется, думают о них другие люди. Подобный самообман является важным защитным механизмом, позволяющим людям нормально жить и общаться в современном обществе, игнорируя негативные сигналы, поступающие от партнеров по общению. Однако, склонность к жизни в мире собственных иллюзий препятствует процессу формирования социального интеллекта. Для того, чтобы правильно интерпретировать информацию, получаемую в процессе социального взаимодействия, требуется, чтобы субъект воспринимал ее объективно, а не с позиции своих фантазий. Информация, пропущенная через фильтр ложных представлений о себе и о мире, неизбежно искажаются. Искаженная информация приводит к формированию ложных понятий, суждений и умозаключений о том, как следует воспринимать тот или иной социальный факт. Невозможность правильно оценивать происходящее, что свидетельствует о низком уровне развития социального интеллекта.
  3. Наличие корреляционной связи между установленным в процессе специального опроса числом социальных контактов и уровнем развития социального интеллекта свидетельствует о значимости опыта общения для формирования социального интеллекта.

Таким образом, по итогам проведенного исследования было установлено. Что уровень развития социального интеллекта находится во взаимосвязи с чертами личности, отвечающими за направленность индивида на взаимодействие с другими людьми и на участие в групповых мероприятиях, а также с числом, имеющихся у индивида социальных контактов. Говоря словами обыденного языка, для того, чтобы развить какую-либо способность (в данном случае, социальный интеллект) требуется соблюдение двух условий: наличие желания (направленность на взаимодействие с окружающими) и возможности (число социальных контактов) развить данную способность.

Использованные источники.

  1. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 412 с. ISBN 978-5-9916-1901-1 (ч. 1) ISBN 978-5-9916-1973-844.
  2. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», - 2004. — 176 с. ISBN 5–9270–0058–445.
  3. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 351 с. ISBN 978-5-9270-0153-8
  4. Ясюкова, Людмила Аполлоновна. Социальный интеллект детей и подростков / Л. А. Ясюкова, О. В. Белавина. – М.: Ин-т психологии РАН, - 2017. – 179с. ISBN 978-5-9270-0353-2

Used sourses.

  1. Rogov, E. I. Nastol'naja kniga prakticheskogo psihologa v 2 ch. Chast' 1. Sistema raboty psihologa s det'mi raznogo vozrasta: praktich. posobie / E. I. Rogov. — 4-e izd., pererab. i dop. — M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2014. — 412 s. ISBN 978-5-9916-1901-1 (ch. 1) ISBN 978-5-9916-1973-844.
  2. Social'nyj intellekt: Teorija, izmerenie, issledovanija / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. — M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», - 2004. — 176 s. ISBN 5–9270–0058–445.
  3. Social'nyj i jemocional'nyj intellekt: ot processov k izmerenijam / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009. – 351 s. ISBN 978-5-9270-0153-8
  4. Jasjukova, Ljudmila Apollonovna. Social'nyj intellekt detej i podrostkov / L. A. Jasjukova, O. V. Belavina. – M.: In-t psihologii RAN, - 2017. – 179s. ISBN 978-5-9270-0353-2