Формирование нравственных качеств студентов

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что социальные, экономические, культурные, ценностные преобразования, которые происходят в нашей стране диктуют важность повышения требований к уровню подготовки студентов, как будущих специалистов современного рынка труда. По этой причине, на решение проблемы формирования нравственных качеств студентов сегодня нацеливается ряд важных документов правительства РФ в обрасти культуры, образования, молодежной и социальной политики, а именно: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования до 2025 года,  Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Федеральная целевая программа «Молодежь России» на период 2016-2010 гг., и другие. В данных нормативно-правовых документах отображены основные направления образовательной политики государства в области обеспечения условий нравственного воспитания молодежи.

Так, в Федеральной целевой программе «Молодежь России» рассмотрена проблема формирования нравственной культуры студенческой молодежи. Кроме таких важнейших задач, как: обеспечение педагогических условий для формирования творческой активности личности, создание здоровьесберегающей среды, формирование гражданской позиции личности, ценностно-смысловой ориентации, толерантности, основной акцент поставлен на важность разрешения проблемы социальных проблем и низкого уровня нравственной культуры современной студенческой молодежи. Решению данной проблемы способствует корректная организация процесса формирования нравственных качеств у студентов.

Цель данной статьи рассмотреть особенности формирования нравственных качеств студентов.

Проблема формирования нравственных качеств, а также нравственной культуры студентов — это сравнительно новое направление в отечественной педагогике. В основе данной проблемы лежит глубокий кризис духовности в целом общества, и в частности молодежи, что, как правило, проявляется в негативном отношении к истории своей страны, ее традициям, культуре, а также потере жизненных ценностей. Однако, более всего бездуховность студенческой молодежи проявляется в том, что у них формируются негативные личностные качества, такие как цинизм, эгоизм, агрессивность, потеря положительных моральных ценностей и качеств, таких как сострадание, порядочность, честность, любовь к ближнему, доброта и так далее. По этой причине в условиях развития современного российского общества воспитание нравственных качеств будущих специалистов – это важная задача в процессе становления личности.

Современная концепция воспитания в образовательной системе России отражает особенности индивидуальной, специфической иерархии лич­ностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и инди­видуальным.

В статье мы выделяем воспитание нравственной культуры студентов как условие реализации социального воспитания в системе образова­ния.

В контексте данного исследования важен анализ педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств личности студента путем развития нравственной культуры. Тут важно упомянуть положение Л.Л. Шевченко, которая выделила компоненты нравственной культуры в структуре базовой культуры личности, а именно:

  • Культуру этического мышления;
  • Культура чувств;
  • Культура поведения, которая характеризует определенный образ осуществления в моральной практике чувств, а также степень их превращения в повседневную норму поступка [5].

Основываясь на проведенном анализе, мы можем дать определение нравственной культуре, как интегративное качеств личности, которое представлено единством эмоционально-ценностного, когнитивного, поведенческого компонентов, которые реализуются на основе педагогического воздействия в учебном заведении и социуме.

Остановимся подробнее на компонентах нравственной культуры студента:

  1. Когнитивный компонент, то есть культура нравственного сознания;
  2. Эмоционально-ценностный компонент, то есть культура нравственных чувств;
  3. Поведенческий компонент, то есть культура нравственного поведения [2].

Важно рассмотреть особенности формирования данных компонентов нравственных качеств. Задачи формирования нравственной культуры сегодня рассматриваются в качестве ключевых. Теоретической концептуальной основой воспитания является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4]. В соответствии с данным документом, «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Основные направления нравственного воспитания студентов содержат в себе:

  • воспитание духовно-развитой личности (ценности любви, веры, добра, милосердия, постижения истины и смысла человеческого бытия, духовной культуры);
  • воспитание гражданственности и патриотизма (ценности любви к своему народу, своему краю, России, соборности, свободы личной и национальной, доверия к людям, правовой культуры, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
  • воспитание нравственно-этического сознания (ценности любви и все ее типы, жизни и ее смысла, красоты, заботы, честность, отзывчивость, мораль, искренность, толерантность; утверждение нравственного выбора, справедливости, милосердия, достоинства, чести; формирование семейных ценностей, ответственности);
  • воспитание трудолюбия и творческого отношения к жизни (ценности творчества, созидания, субъектности, уважения и любви к труду, стремления к познанию и истине, целеустремлённости и целеполагания, бережливости);
  • формирование здоровьеформирующего образа жизни (ценности жизни, здоровья физического и духовного, заботы о себе, о своем будущем и будущем своих близких) [5].

Т.Е. Конникова в своих исследованиях выявляет взаимосвязь нравственного воспитания с долженствованием нравственных образцов – ценностей. Соответственно процесс воспитания следует организовать таким образом, чтобы воспитанники были погружены в систему отношений, деятельность и общение, базирующиеся на духовно-нравственных ценностях [3].

Концепция М.С. Кагана [1] утверждает связь духовно-нравственного воспитания с непосредственным процессом общения, которая основывается на равном общении воспитателя и воспитанника, между которыми происходит смысло-содержательный анализ и осмысление ценностей, где субъектом является воспитанник. Данная позиция определяет методологический подход к новым способам организации формирования нравственных ценностей.

 

Список литературы

  1. Власенко В.В. Философско-педагогические идеи М. С. Кагана // Культурологический журнал. 2011. №2.
  2. Волкова М.А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. №23 (199).
  3. Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. 1975. № 1.
  4. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Мелконян, А.А. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях глобализации и межкультурной коммуникации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Мелконян Ашхен Арутюновна; [Место защиты: Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2016. - 179 с. : ил.
  6. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза. Монография. М., Издательство МГОУ, 2010. – 186 с.