НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

DIRECTION OF ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF RECYCLING OF PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTES

Согласно ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №89) основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются:

- охрана здоровья человека,

- использование наилучших доступных технологий в области  обращении с отходами;

- комплексная переработка отходов производства и потребления в целях уменьшения количества отходов;

Среди приоритетных направлений в области обращения с отходами производства и потребления выделяют обработку, утилизацию и обезвреживание отходов [1].

Ежегодно в Российской Федерации вводятся в эксплуатацию новые объекты по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, и в 2017 г.  их численность составила  29 установок по утилизации и переработке отходов и 15 предприятий по обезвреживанию и захоронению отходов. За период 2010-2017 гг. количество введенных в действие установок по утилизации отходов имело тенденцию к росту. Наибольшее количество установок по утилизации и переработке отходов было введено в действие в Северо-Западном и Уральском федеральных округах а наибольшее количество предприятий по обезвреживанию и захоронению отходов – в Приволжском федеральном округе.

Необходимо отметить, что в сфере утилизации отходов производства и потребления разрабатываются государственные и местные программы на  реализацию которых  направляются бюджетные средства в виде прямых инвестиций, налоговых льгот, бюджетных кредитов, предоставляемых предприятиям, осуществляющим сбор и утилизацию отходов в качестве вторичных ресурсов.

В настоящее время в Российской Федерации разработан национальный проект «Экология», который включает в себя национальные цели и стратегические задачи экологического развития государства.

Целью национального проекта является: эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных несанкционированных свалок.

Данный проект включает в себя  федеральные проекты: «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» а так же  федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».

 Целью комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами является получение в 2022 г. и в 2024 г. результатов по вводу в промышленную эксплуатацию 21,7 млн. тонн мощностей по обработке твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 24.5 ФЗ №89 средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами [1].

Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование государственных программ в области обращения с отходами, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» [2].

Особое внимание уделяется и отходам I и II классов опасности. В соответствии с Указом Призидента необходимо принять меры по обеспечению безопасного обращения с чрезвычайно опасными отходами [3].

Согласно данному Указу был введен федеральный  оператор по обращению с отходами I и II классов опасности и оператор   по  обращению  с  отходами  I  и  II  классов  опасности.

Согласно ФЗ №89,  федеральный  оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - это юридическое   лицо,   уполномоченное   в   соответствии  с  законом обеспечивать   и   осуществлять  деятельность  по  обращению  с  отходами  I и II классов опасности на территории Российской Федерации;

Оператор   по  обращению  с  отходами  I  и  II  классов  опасности-  это индивидуальный  предприниматель  или  юридическое  лицо, которые обладают  правом  осуществлять  деятельность   по   обращению  с  отходами  I  и  II  классов  опасности,  полученными  от  других индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц, в результате  хозяйственной  деятельности которых образуются отходы  I  и  II  классов  опасности.

Так же необходимо отметить, что в соответствии со «Стратегией по  развитию промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» одним из механизмов развития деятельности в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов станет создание и развитие системы экотехнопарков которые должны обеспечивать комплексную обработку, утилизацию и обезвреживание конкретных видов отходов [4].

Основными целями формирования экотехнопарков являются снижение количества размещения отходов и увеличение уровня использования вторичного сырья, а так же снятие социальной напряженности за счет ликвидации полигонов и несанкционированных свалок.

Создание сети экотехнопарков уже опробовано в Японии, где рядом с городами действуют более 15 «мусорных» кластеров».

В конце 2017 года первый экотехнопарк в Южном Федеральном округе начали строить в Волгограде.

В Нижегородской области создание комплекса объединяющий обработку, утилизацию и обезвреживание отходов было организованно на площадях бывшей птицефабрики Балахнинского района Ключевым проектом этого технопарка должно стать производство строительных материалов из трех видов токсичных отходов гальванических и металлургических производств.

В конце 2017 года в Мурманской области построена первая линия экотехнопарка по утилизации отходов, которая была начата в 2013 году. В рамках работ было установлено два котла мощностью 600 и 350 КВт, а так же  система улавливания загрязняющих веществ.

Таким образом, среди основных направлений государства в области утилизации отходов является софинансирование объектов по обезвреживанию и утилизации объектов обращения с отходами. В рамках национального проекта «Экология» созданы федеральные проекты, целью которых является строительство 95 комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, 150 мусоросортировочных комплексов ТКО и 40 многофункциональных сортировочных комплексов, а так же принятие мер по обеспечению безопасного обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами.

 

Список литературы:

 

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс (Дата обращения: 24.11.2019).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс (Дата обращения: 24.11.2019);
  3. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс (Дата обращения: 24.11.2019);
  4. Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»