МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК КОМПАКТНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА

Муниципальное право по своей природе является самостоятельной отраслью российского права, которая регулирует общественные отношения, основой которых является местное самоуправление. А само местное самоуправление является важной и неотъемлемой частью общества в наше время и играет в нем роль инструмента, который способствует эффективному развитию общества [1, с. 23].  Также оно базируется на правовых нормах частной и публичной природы [2, с. 127]. Муниципальное право является и учебной дисциплиной, правовой отраслью, и наукой. В дореволюционной России не было выделения муниципального права в самостоятельную отрасль, в основном оно рассматривалась в государственном или административном аспекте. Существует множество споров о самостоятельности данной отрасли права. Многие выдающиеся ученые, например, А.Н Костюков, О.Е Кутафин, В.И Фадеев, считают, что отрасль муниципального права имеет свой уникальный предмет особые источники и является самостоятельной. А такие ученые, как В.И Васильев и М.Н Марченко наоборот склоняются к тому, что оно лишь входит в подотрасль конституционного права. Но Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»и судебная практика устранили этот казус и выявили, что муниципальное право является самостоятельной отраслью права.

Муниципальное право как наука означает совокупность знаний и теорий, о правовом регулировании и функционировании местного самоуправления. Наука муниципального права исследует дискуссионные вопросы, выдвигает новые теории. Ученые рассматривают практику осуществления деятельности местного самоуправления в ранних этапах функционирования государственной деятельности, а также на базе зарубежного опыта [4, с. 210].

Существует три основных этапа становления современной науки муниципального права и его развития. Самый начальный этап строится на переходе от советской базы к демократической основе местного самоуправления. Такие ученые-правоведы, как А.А Безуглов, К.Ф Шеремет и В.А Пертцик внесли огромный вклад в развитие и становление отечественной науки муниципального права.

Второй же этап связан со становлением науки муниципального права на начальном развитии законодательных основ местного самоуправления во время новой российской государственности, то есть с момента распада СССР [3, с. 199]. В данном этапе принимается немаловажный закон от 28 августа 1995 года №154- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также появляются первые учебники по муниципальному праву.

Третий же этап - современное развитие науки муниципального права, которое связано со значительным пополнением муниципально-правовой теории.

Наука муниципального права нуждается на постоянной основе в проработанном обновлении. Для анализа муниципально-правовых норм важно использование таких юридических наук, как административное, конституционное, гражданское, земельное право, а также смежных общественных наук - психологии, экономики, социологии. Поэтому важно, чтобы система науки муниципального права основывалась не только на законодательной базе, но и на хорошо изученных институционных началах.

Пути, цели и содержание развития местного самоуправления и науки муниципального права тесно связаны с целями развития России как демократического государства. Поэтому важно устранить этот пробел между теорией и практикой муниципально-правовой базы. Важная задача науки муниципального права - выработка основных направлений государственной муниципальной политики [5, с. 90].

Как политический процесс, муниципальная политика государства учитывает содержание и соответствие социальных интересов, которые напрямую связаны с организацией и функционированием местного самоуправления и направлена на поиск компромисса [5, с. 59]. Она не сводится к муниципальному законодательству или муниципально- правовой практике, но выступает связующим звеном, которое объединяет нормативный, идеологический характер местного самоуправления. Это реализуется за счет того, что существует неразрывная связь между муниципальным правом и государственной муниципальной политикой. Ведь именно муниципальное право является главным источником систематизированных знаний о состоянии и развитии муниципально-правовых институтов и способно спрогнозировать последствия тех или иных новшеств [2, с. 200].

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Аминов И.Р Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан/ Аминов И.Р //Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2017. – № 3.
  2. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
  3. Пертцик В. А. Проблемы местного самоуправления в СССР. М., 2016.
  4. Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М., 1996. 
  5. Муниципальное право / Под ред. В.И. Фадеева. - М.: Проспект, 2014.
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.