ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных экономических условиях одним из ключевых факторов экономического роста и обеспечения конкурентоспособности являются инновации. Инновации призваны обеспечить индустриальный прорыв, предполагающий модернизацию производства. Именно инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли

Обеспечение конкурентоспособности означает совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности. В настоящее время становится очевидным тот факт, что предприятию, желающему быть конкурентоспособным, необходимо внедрение инновационной техники и технологии, дающей экологические, социальные и экономические эффекты. Предприятие должно максимально эффективно использовать свои резервы, стремиться к достижению высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечит выпуск конкурентной продукции, ведь конкурентоспособность является показателем, интересующий как производителя, так и потребителя [1, c. 4].

Таким образом, успешность функционирования любой организации зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям.

Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах

научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Традиционно все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс [2, c. 13].

Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

- наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

- конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на

внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств [4, c. 55-56];

- эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

- организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т. е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Таким образом, можно утверждать, что инновация – это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический,

производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

Сегодня в России много говорят о развитии предприятий, разрабатываются государственные программы поддержки и повышения его конкурентоспособности.

На наш взгляд, инновационная деятельность для повышения конкурентоспособности должна быть сосредоточена на нескольких направлениях. Среди них повышение качества производимой продукции, активное перевооружение предприятий, автоматизация и оптимизация производства. Правда, каждый понимает инновации по-своему.

 

Литература:

1. Асмолова М. Л. «Звездная модель принятий решений» при управлении инновациями //Экономика и финансы. - 2012.-№ 3.- С.4.

2. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Эволюция теории инноваций // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 13. Краснодар: КубГУ, 2013. С. 46–55.

3. Сидоров В. А. Приоритеты инновационного возрождения России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: КубГУ, 2015. С. 5–17.

4. Чурсин А. А. , Соловьев В. П. Влияние инноваций на механизмы управления конкурентоспособностью // Инновации. 2013. — № 3 (173). — С. 54–60.