СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Процедура совершенствования государственной регистрации уставов муниципальных образований неразрывно связана с административной реформой и реформой местного самоуправления. Наличие данных реформ является важным аспектом, позволяющим преобразовывать систему публичной власти в Российской Федерации. Отсюда вытекает актуальность реформирования института местного самоуправления через регистрацию уставов муниципальных образований [2, с.154].

Следует отметить, что данная проблема приобретает особое противоречие не только со стороны правоприменительной практики, но и из-за отсутствия четко установленных федеральным и региональным законодательством процедур регистрации уставов.

Следует отметить, что распространено мнение о ненужности института государственной регистрации в связи с невыполнением в реальности прав местного самоуправления, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Однако, детальное исследование темы, затрагивающую данную проблему, провёл А. Сергеев. По его мнению, содержание устава муниципального образования действительно разрабатывается и устанавливается муниципальным образованием самостоятельно. В этом А. Сергеев видел особенность государственной регистрации, которая заключается в том, что устав наделяется статусом официального документа и подлежит тщательной проверке на соответствие Конституции Российской Федерации и законодательству [3, с.87].

Как показывает практика, решение этих задач проблематично без государственной регистрации. Проблема кроется не только в недостаточном уровне профессионализма юридических отделов муниципалитетов, но и в необходимости осознания четкой юридической процедуры, которая объективно давала бы возможность качественного улучшения уставов, их обязательность включения в иерархию нормативных правовых актов, что на сегодняшний момент особо важно [4, с.234].

Целесообразно отметить, что 1 июля 2002 года вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», предусматривающий порядок регистрации для всех юридических лиц. Несмотря на это, он не распространялся на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, которая существенно отличается от государственной регистрации юридических лиц [5, с.338].

Муниципальное образование считается специальным юридическим лицом, владеющим особым статусом [1, с.145]. В случае, если регистрирование юридического лица обладает правообразующим характером и влечет возникновение нового субъекта права, в данном же случае регистрация устава муниципального образования не означает возникновение муниципального образования как субъекта права. Муниципальное образование посредством разных форм осуществляет активное и пассивное избирательное право населения, что свидетельствует о необходимости выделения общепризнанных норм о регистрации уставов муниципальных образований в самостоятельный правовой акт. Условия и порядок их регистрации могут быть определены в особом ФЗ "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований", либо в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [6, с.412-416].

Так, формирование режима регистрации уставов муниципальных образований отнесено к ведению субъектов Федерации, которые принимают на этот счет независимые законы. Абсолютное отстранение федерального законодателя от регламентации данной процедуры безосновательно, так как на федеральном уровне обязаны быть установлены ключевые обязательства, принципы регистрации уставов, поскольку в настоящее время субъекты Федерации, без помощи других регулирующие вопросы регистрации, далеко не всегда решают их в интересах муниципальных образований [7, с.342].

Во многочисленных субъектах РФ регистрация уставов исполняется органами юстиции, которые по своей правовой природе являются федеральными органами исполнительной власти. Уже это обстоятельство порождает достаточно вопросов. Абсолютно очевидно, что субъекты РФ не имеют права определять дополнительные прямые обязанности федеральных органов исполнительной власти, к каким и принадлежат аппараты юстиции. Вариант регистрации уставов органами Министерства юстиции никак не ущемляет возможностей местного самоуправления. Однако, с целью этого на федеральном уровне должны быть установлены конкретные прямые обязанности организаций Минюста. Поручение данных функций на территориальные органы Минюста допустимо посредством принятия особого федерального закона. 25 марта 2003 г. указом Минюста Российской Федерации были подтверждены принципы рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами постановления о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных организаций, в том количестве политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, в которых никак не отображены прямые обязанности территориальных органов Министерства по регистрации уставов муниципальных образований [8, с.132].

Используются и смешанные виды регистрации. Таким образом, в Законе "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований Архангельской области" закреплено то, что регистрация выполняется управлением юстиции на основании заключения комиссии областного Собрания депутатов и администрации области. При таком виде достигается наибольшая открытость и доступность процесса регистрации. Совместно с этим возможности абсолютно всех субъектов, участвующих в регистрации, обязаны быть отчетливо прописаны в законе для того, чтобы устранить избыточные препятствия и бюрократическую заинтересованность [9, с.209].

В настоящее время ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" никак не принимает во внимание, к сожалению, опыт деятельность субъектов Федерации, предлагая определенный метод регистрации уставов муниципальных образований, который заключается в предоставлении данных полномочий органам юстиции. Это не соответствует положениям Конституции РФ о разделении полномочий среди Российской Федерацией и её субъектов, в соответствие с которыми последние имеют право принимать участие в процедуре государственной регистрации уставов муниципальных образований. По этой причине необходим особый подход, где за органами юстиции сохранился бы только формальный завершающий этап регистрации, а все подготовительные работы проделывались бы органами местного самоуправления в содействии с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Таким образом, обеспечение гарантий со стороны федерального законодательства состоит в закреплении принципа обязательности регистрации уставов, включения их в особый государственный госреестр и придания уставу статуса официального документа. Данный принцип обязан являться неотъемлемым не только для самих муниципальных образований субъектов Федерации, но и для всех федеральных органов государственной власти. Закрепление подобного статуса устава подчеркивает и положение регионального самоуправления в целом.

Федеральный закон обязан императивно закрепить функции государственной регистрации (конкретнее, её последний завершающий этап) за органами юстиции. В настоящее время регистрирующий орган назначается каждым субъектом Федерации без помощи других. Закрепление такого рода функции императивно за Минюстом России позволило бы добиться четкости процесса регистрации.

Список использованных источников и литературы

 

  1. Аминов И.Р., Мирвалеев А.М. К вопросу об основах местного самоуправления в Российской Федерации. // Актуальные вопросы права, экономики и управления. 2017. С. 144-146.
  2. Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. М.: Инфра-М, РИОР, 2016. С. 368.
  3. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. С. 256.
  4. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. М.: Академия, 2017. С.336.
  5. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов [и др.]. 5-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 444.
  6. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб и доп. / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор; под ред. Н.В. Постового. М.: ИД «Юриспруденция», 2015. С. 448.
  7. Овчинников И.И. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. 3- е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 361.
  8. Уваров А.А. Местное самоуправление как форма публичной власти народа в Российской Федерации: учебное пособие / А.А. Уваров. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 320.
  9. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С. 576.