СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день проблема девиантного поведения подростков является актуальной проблемой современного общества. Подростковый возраст характеризуется мощной перестройкой организма и психики ребенка. На этом этапе личность осуществляет переход от детского состояния к взрослому. Подростку свойственно заметное увеличение роста и веса, формирование вторичных половых признаков, пробуждение интереса к противоположному полу, в этот период наблюдается нестабильное поведение, демонстративная грубость, склонность к депрессиям. В связи с этим, подросток, как социальная личность, подвержен различным отклонениям в поведении.  На его формирование и дальнейшее развитие оказывают влияние такие институты как школа, средства массовой информации, ровесники, семья. Наибольшее влияние оказывает семья, которая является первичной социальной микросферой [1].

Семейное воспитание – это целенаправленный процесс, воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных умений и качеств [1]. Характерные специфические свойства личности подростка напрямую зависят от средств, методов воспитания, педагогической культуры родителей, условий жизни, эмоционального климата и типа семьи (полная, неполная, семья повторного брака). В настоящее время появилось большое число социоцентричных семей, в которых доминирует ориентация на ценности, диктуемые обществом, в первую очередь материальные. В таких семьях родители не удовлетворяют потребности ребенка, не проявляют к нему понимания, заботы, чуткости, не интересуются его личной жизнью и успехами в школе. Такое пренебрежение приводит к тому, что ребенок не чувствует своей значимости в окружении близких людей, остается один на один со своими переживаниями, занимается поиском близкого человека на интернет-форумах, в социальных сетях, где сталкивается с различными видами мошенничества. В таком случае, неустоявшиеся ценности и идеалы подростка подвергаются влиянию со стороны различных социальных групп, которые пропагандируют образ жизни, который идет в разрез с традиционными ценностями. Подростки с большим интересом принимают участие в интернет-играх, где выполняют задания, связанные с физическим нанесением вреда самому себе («Синий кит»). Так же на сегодняшний день среди школьников активно распространено употребления никотинового, некурительного, бездымного табака (Снюс, Снафф). Проект «Трезвая Россия» фиксирует  активное использование снюса среди несовершеннолетних с 2018 года. Из опрошенных активистами 4000 школьников в возрасте от десяти до 17 лет каждый знал, что такое снюс, и каждый четвертый хоть раз его пробовал [5]. Исследования показывают, что негативные проявления (жестокость, пьянство, воровство, наркомания и токсикомания) возникают в группах асоциальной направленности, таких как эмо, готы, панки и т.д. Все эти явления можно рассматривать одновременно как условия девиантного поведения и его следствия.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, которое противоречит общественным, нравственным нормам и требованиям, а также нормам психического здоровья и ведет к негативным последствиям. Семья должна осуществлять первичный социальный контроль, при отсутствии которого на формирование девиантного поведения влияют любые неблагоприятные условия. Опираясь на классификацию, Змановской Е. В, рассмотрим виды девиантного поведения, свойственные подростку[2]:

Агрессивное поведение – поведение подростка, которое направлено на причинение вреда и выражение гнева, как в реальности, так и в фантазировании. Цель – подчинение или доминирование над окружающими.

Делинквентное поведение – поведение подростка, характеризующее отклонением личности от установленных законов. Подросток наносит вред окружающим и совершает действия, которые угрожают здоровью и благополучию общества. В крайних проявлениях такой вид поведения является уголовно наказуемым.

Зависимое (аддиктивное) поведение – поведение подростка, которое основано на стремлении полагаться на кого-либо или же что-либо. Зависимое поведение подростка характеризуется стремлением к уходу от реального мира, путем изменения своего психического состояния посредством приема различных веществ или же постоянной фиксацией внимания на видах деятельности, которые вызывают сильные эмоции. Цель аддиктивного поведения – получение удовлетворения, адаптации.

Суицидальное поведение – поведение подростка, представляющее собой представления о смерти. Включает в себя суицидальные действия (попытки суицида), и суицидальные проявления (мысли, переживания).  

Так как семья является первичной социальной микросферой, то она должна создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка.

В случаях воспитания ребенка в традиционной семье риск сформированности девиантного поведения низок.

Детоцентрический тип семьи, напротив, является условием для развития негативных качеств личности, таких как эгоизм, упрямство, нарциссизм. Такая семья ориентирована на удовлетворения абсолютно всех потребностей ребенка. Подобное отношение в значительной степени поднимает его самооценку, тем самым, лишая способности контактировать с другими людьми. Детям в такой семье свойственен инфантилизм, который проявляется в неспособности принимать и отвечать за свои решения и поступки.

С точки зрения психологического здоровья, неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные) не удовлетворяют потребности ребенка, формируют его как отклоняющуюся личность[3].

 

А.С. Спиваковская выделяет типы неблагополучных семей, воспитательные методы которых негативно сказываются на ребенке [4]:

  • Вулканическая семья - отношения в такой семье характеризуются изменчивостью и открытостью (супругам свойственно выяснение отношений, частые скандалы). В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Ребенок, чувствует тревогу, опасность, живет в постоянном напряжении, не интересуется учебой, получением новых знаний и навыков. Все это сказывается на поведении ребенка и создает благоприятную основу для развития разных форм девиаций.

«Семья-санаторий» Такой семье характерна опека, чрезмерно жесткий контроль, защита от мнимых опасностей. Как следствие – перегрузка нервной системы ребенка, при которых возникают эмоциональные срывы. Родители в таких семьях даже выполняют учебные поручения за своего ребенка, тем самым, лишая его шанса на ошибку. Такое воспитание формирует особенности личности по типу повышенной чувствительности, раздражительности и приводит к тому, что подросток стремится произвести впечатление на сверстников и самоутверждается за счет них.

«Семья - третий лишний» Родительство в таких семьях бессознательно рассматривается как помеха супружеским отношениям.  Часто в контактах с ребенком взрослые склонны внушать детям чувство неполноценности, без конца фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Он не пробует себя в новых увлечениях, испытывает трудности в усвоении учебной программы и в общении с одноклассниками, проявляет протестные реакции.

 

Профилактика девиантного поведения.

От реакции родителей и отношений между ними и их детьми, а также стиля семейного руководства зависит профилактика девиантного поведения ребенка в семье. В законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «профилактика» представляет собой систему правовых, социальных и других мер, которые направлены на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Одним из важных профилактических методов является ликвидация пробелов в знаниях. Родителям необходимо ежедневно контролировать таких детей. Ребенок, который не посещает школу и не усваивает учебную программу подвержен психологическому дискомфорту. Оттого, что он не может усвоить дальнейший материал, ему становится скучно и его мотивация к учебе постепенно снижается.

Также родителям необходимо бороться с прогулами учебных занятий. Ребенок, который пропустил один день учебы, уже думает, что ему «сойдет все с рук», и в дальнейшем он может повторно прогуливать школьные уроки, что в большинстве случаев приводит к негативному результату.

Психологи считают, что полезной профилактикой для детей с девиантным поведением является организация досуга детей. Необходимо вовлечь ребенка в какую-либо секцию, которая будет для него стимулом в развитии внутреннего «я».

Многие родители думают, что с такими детьми они сами в состоянии справиться. Но это не всегда так. Всё-таки разумным вариантом будет обращение к психологу, который поможет настроить такую стратегию, которая позволит ребенку формировать в себе здоровую модель образа жизни.

Таким образом, семья является важнейшим социальным институтом, влияющим на формирование личности. В таких семьях, где ребенок сталкивается с безразличием, подавлением личности, чрезмерной опекой создаются предпосылки для формирования поведения выходящего за пределы нормы – девиации.

Список использованных источников:

1.Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М : Академический проект, 2005.

2.Змановская Е. В. Девиантология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. В. Змановская. – М : Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

3.Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребенка : статья. / Л. Р. Аптикиева., А. Х. Аптикиев., М. С. Бурсакова.

4.Спиваковская А. С. Психотерапия : игра, детство, семья. / А. С. Спиваковская. – М : ООО Апрель Пресс, 2000. – 464 с.

5.Снюс – никотиновые «леденцы», опасные для жизни Режим доступа: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-nadzor/2015-10-01-05-48-10/11714-19122019.html