СТРАТЕГИИ КИТАЙСКИХ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ САНТЕХНИКИ

STRATEGIES OF CHINESE COMPANIES IN THE RUSSIAN PLUMBING MARKET

Раньше на рынке присутствовали в основном элитные европейские бренды и продукция китайских компаний. Сегодня ситуация изменилась: сантехника западных брендов поставляется в Россию, ее по-прежнему много в торговых точках. При этом в магазинах появились недорогие изделия от отечественных изготовителей, российская сантехника может занять достойное место в магазинах, она надежнее, чем китайская. Это именно то, что нужно российским потребителям. К тому же в Европе над каждой моделью сантехники работают дизайнеры, поэтому компании выпускают роскошные дизайнерские коллекции изделий. У которых больше стилей и более роскошных, чем китайских товаров, с упором на высококачественные продукты. Поэтому китайским компаниям необходимо сформулировать комплексную стратегию, чтобы выиграть игру на рынке сантехники.

  1. Анализ развития российского рынка сантехники

В настоящий момент рынок сантехники в РФ бурно растет и постоянно развивается. Темпы его ежегодного роста обычно составляют от двадцати до тридцати процентов. В этой сфере постоянно появляются новые поставщики сантехники, меняются лидеры, а также предпочтения и вкусы потребителей. 

Рисунок - 1 Динамика и структура рынка санитарно-керамических изделий в 2013-2019 гг. и прогноз до 2025 г., млн шт. (в рамках базового сценария развития)

http://meridian-journal.ru/uploads/2428-3.PNG

Источник, данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика IndexBox

С 2013 года до 2016 года объем потребления продукции сантехники в России выражении ежегодно снижался (за 3 лет сокращение на 12.5%), но объем рынка керамических санитарно-технических изделий составил 11,6 млрд. руб., что на 20% превышает показатели предыдущего года. В 2014 г. объем рынка увеличился приблизительно на 10% и составит 12,8 млрд. рублей. В 2016 году доля продукции сантехники на российском рынке выросла до 91% в натуральном выражении. Итоги с 2017 года характеризуются общим восстановительным трендом (это связано с определёнными факторами, влияющими на данную отрасль – строительство жилья, ремонты, восприятие покупателями новых товарных тенденций и т.д.). При улучшении социально-экономического состояния России в 2020-2025 гг, ожидается замедление темпов роста производства при сохранении положительной динамики, и увеличение объемов импорта.

Перспективе указанные тенденции сохранятся - среднегодовой прирост потребления ожидается на уровне 1,5%, широкие перспективы развития у российского рынка сантехники.

  1. Основные конкуренты на российком рынке сантехники

В импорте санитарно-технических изделий в Россию преобладали производители из Китая в 2013 году. Поставки сантехники из Китая составили 47%, на втором месте находятся немецкие производители с долей в 13%, по 4% приходится на производителей из Испании, Украины, Польши, Турции, Италии. Среди 10 крупнейших стран-импортеров сантехники в Россию в 2013 году снижение поставок наблюдалось только у китайских производителей,и продолжает к настоящему времении.

Основными причинами предпочтения потребителями китайских сантехники являются их относительно низкие цены и хороший современный дизайн (поскольку китайские производители скопировали конструкции сантехники от известных европейских брендов). Когда российские компании также начали копировать и продавать по более низким ценам, китайские продукты перестали иметь преимущество. Поэтому на российском рынке сантехники помимо российских товаров, конкурирующих по низким ценам, основными конкурентами китайской сантехники являются также европейские товары, ориентированные на бренды высокого класса.

  1. Стратегии китайских компаний на российском рынке сантехники

3.1 “Русификация” китайских предприятий

Китай добился этого путем прямых инвестиций в Россию (создание российских филиалов, представительств и т. Д.).

Несмотря на политику импортозамещения, значительная часть продукции сантехники на российском рынке все еще импортируется. Чтобы сохранить свои позиции в России, российские производители сантехники не остались в стороне - они активно работают над увеличением продаж. Многие из них привлекают потребителей акциями, скидками и распродажами. Китайские компании напрямую инвестируют в Россию, которые не только могут в полной мере использовать дешевые российские металлические материалы и рабочую силу, сократить производственные затраты, адаптировать продукции в соответствии с потребностями российского рынка и поддерживать хорошие отношения с государственными органами, потребителями, поставщиками и дистрибьюторами; это также может создать положительный имидж компании путем создания рабочих мест. Прямая инвестиция является важным стратегией для китайских компаний по стабилизации российского рынка сантехники.

3.2 Создают торговую марку и надежный производственный сеть через франчайзинг

Что касается дальнейшего развития российского рынка сантехника, эксперты прогнозируют динамичное развитие молодых отечественных брендов.

По прогнозам экспертов, при дальнейшем развитии российского рынка сантехники молодые отечественные бренды будут динамично развиваться. Китайские компании должны в полной мере использовать дружественные китайско-российские отношения в рамках «Один пояс, один путь», создавать совместные предприятия и системы маркетинга, использовать каналы сбыта на российском рынке сантехники, совместно проектировать и развивать с российскими сантехническими компаниями молодые бренды.

3.3 Фокусируют на мировых рынках (bornglobalfirms), внедряют инновацию в производственные концепции и технологии

В целом, говорят специалисты, высокая конкуренция и насыщенность рынка уже должны привести к тому, что цены в сегменте изделий класса “эконом” пойдут на снижение, в противовес премиальной категории. Исходя из этой тенденции, китайские компании на российском рынке сантехники должны конкурировать с крупнейшими европейскими международными компаниями, основанными на создании качества и добавленной стоимости продукта. Китайские компании используют инновационные технологии, разрабатывают новые конструкции и стремятся понять и удовлетворить потребности российских потребителей. В то же время китайские компании должны гибко конкурировать на российском рынке, быстро понимать изменения спроса на российском рынке сантехники и уметь корректировать производственные направления для удовлетворения потребностей рынка и создания эксклюзивных брендов.

3.4 Стратегия дистрибьютора или агента

Китайские компании могут использовать иностранных дистрибьюторов или агентов с собственными или ограниченными правами для защиты определенного рынка. Они расширят продажи на рынке сантехники за счет активного экспорта. Например, с развитием электронной коммерции в России китайские сантехнические компании могут использовать веб-сайт продаж Alibaba для улучшения своей сети сбыта продукции. Преимущество этой стратегии заключается в том, что китайские компании, производящие продукцию сантехники на внутреннем рынке, могут не только удовлетворить потребности российского рынка сантехники, но и компенсировать дополнительные расходы и риски за счет экономии стоимости посреднических услуг.

Список литературы:

  1. Гао Синь. Анализ текущей ситуации и характеристики китайских прямых инвестиций в России. Экономика и управление. 2011 (05)
  2. Евгения Скопинцева. Российский рынок санитарной керамики постепенно стабилизируется. «Экономика и жизнь» №38 (9504) 2013
  3. Прокофева Евгения. Исследование маркетинговой стратегии китайских товаров на российском рынке. Северо-Восточный аграрный университет. 2018(06)
  4. Цао Чжихун. Исследование инвестиционной среды России и прямых инвестиций Китая в Россию. Сибирские исследования. 2011 (05)
  5. Чжао Чанли. Современные китайские компании на мировом рынке и их деятельность в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет. Москва, 2009
  6. Чжан Цзяньли. Стратегический анализ китайских предприятий, эксплуатирующих российский рынок. Университет международного бизнеса и экономики. 2002 (04)
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.gks.ru/
  8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс ] Режим доступа: http:// www.customs.ru/