Эффективность применения нетрадиционного тактического приема допроса: создание и использование соответствующего музыкального фона при производстве предварительного расследования

The effectiveness of the use of non-traditional tactical methods of interrogation: the creation and use of the appropriate musical background in the production of a preliminary investigation

Допрос подозреваемого (обвиняемого) является источником доказательств, а кроме того средством определения его позиции в ходе предварительного расследования  и судебного разбирательства. Из допроса этого лица можно узнать о состоянии и поведении потерпевшего перед посягательством на него, о наличии или отсутствии факторов, вызвавших насилие, о моменте появления умысла. Допросом следует считать диалог между следователем и лицом, которое допрашивается. Правильный подход к подозреваемому (обвиняемому) является очень важный фактором. Вместе с различными тактическими приемами допроса, которые основаны на психологическом аспекте, существуют достаточно неординарные приемы проведения допроса, применяемыми довольно редко. Обычно к подобным приемам прибегают в довольно сложных ситуациях, сформировавшихся в конкретном расследуемом деле. Это требует кропотливого исследования личности допрашиваемого, формирование различных версий по совершенному противоправному деянию, сопоставление имеющихся доказательств, изучение предмета посягательства.

Одним из нетрадиционных тактических приемов является создание и использование соответствующего музыкального фона. Врачи всего мира говорят о том, что музыкальная терапия, как эффективный психотерапевтический метод, является источником определенного настроения, помогающим преодолевать болезненные расстройства. Данный прием основан на том факте, что музыка влияет на эмоциональную составляющую человека. Звук оказывает многогранное психофизическое воздействие на человека. Колебания звуков заставляют резонировать все клетки нашего тела. Музыка нормализирует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Все человеческие органы и  мозг человека имеют свои частоты колебаний. В момент совпадения звука с одной из этих частот, возникает резонанс, который оказывает определенное влияние на данный орган. Таким образом, звуки могут замедлять или ускорять ритм кровообращения, возбуждать нервную систему или успокаивать её, вызывать у человека страсти или, умиротворить. Звуки могут даже погрузить в гипнотическое состояние, или вызывать определенные эмоции. В пример можно привести воздействие рок - музыки на человека: влияние такого рода музыки состоит в прерывистых вибрациях, в определенных ритмических комбинациях, которые активизируют биопсихический отклик организма, оказывая большое влияние на деятельность различных органов. Например, бит порождает ускорение сердечного пульса и повышение содержания адреналина, возбуждение психики. Те или иные музыкальные композиции сопровождают человека во время отдыха, в моменты самых значительных жизненных событий, помогают пережить тяжелые драматические жизненные моменты. Правильно подобранная музыкальная композиция может помочь освободиться от душевного дискомфорта, конфликтов, скорректировать эмоциональное состояние, вернуть душевное равновесие – в этом проявляется положительное влияние на психическое состояние человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка играет не последнюю роль в жизни человека как с точки зрения ее влияния на психику, так и с точки зрения отождествления определенной музыкальной композиции с каким-либо событием из жизни. Пожалуй, у каждого человека есть такая мелодия, при прослушивании которой в голове неконтролируемо начинают переключаться «слайды» какого-либо события, напрямую связанного с этой композицией.

Перед использованием такого тактического приема необходимо тщательное изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в части его темперамента и особенностей характера. У лиц с сильным типом нервной системы, таких как сангвиник и холерик, повышается реакция на музыку в присутствии посторонних, а у обладателей слабой нервной системы - наоборот, наблюдается снижение. Для первой группы предпочтителен громкий звук, для второй же - присуща высокая чувствительность, поэтому сила музыкального фона не должна быть большой.

Н.Н. Китаев указывает, что лица, содержащиеся под стражей, испытывают сенсорный голод, поэтому прослушивание любимых музыкальных произведений возбуждает какие-либо эмоции, которые формируют поведение. Таким образом, внутренняя установка на дачу ложных показаний, конфликтный диалог нейтрализуются под влиянием музыки. Для сангвиников, холериков предпочтителен громкий звук, у них повышается реакция на музыку в присутствии посторонних лиц; для меланхоликов сила музыкального фона не должна быть большой [2, с. 104-109]. Перед использованием данного приема необходимо изучить личность обвиняемого: особенности его характера и темперамента.

Для такого тактического вида допроса очень хорошо подходит не только любимая музыка допрашиваемого, но и универсальные композиции классической музыки, например произведения Моцарта, Генделя, Чайковского, Баха. В частности, большое значение имеет органная музыка. К примеру, органная музыка Баха составляет 60 четвертей ноты в минуту (наш сердечный ритм составляет в основном 68-72 удара в минуту), при прослушивании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, - и человек поневоле расслабляется. Данный метод довольно редко применяется при допросе. Тем не менее, правильное применение такого тактического приема часто сказывается положительно на результатах допроса.

Например: 19 января 1973 г. был избит Н., преступник снял с него часы и шапку. Подозреваемый был найден, но категорически отрицал свою вину. Изучение его личности показало, что он очень любит песню «Рушник». Использование этой музыкальной композиции в качестве музыкального фона помогло установить психологический контакт с допрашиваемым лицом и получить достоверные показания. После допроса обвиняемый заявил, что, слушая эту песню, он стремится быть лучше, искреннее [2, с. 105].

Н.Н. Китаев и Н.П. Ермаков приводят несколько положительных примеров использования такого тактического приема.

В 1972 г. трое преступников совершили разбойное нападение. На допросах они вели себя неискренне, отказывались от дачи показаний, отрицали участие в преступлении, несмотря на бесспорные доказательства их вины. При изучении личности допрашиваемых лиц следователь выяснил, что девятнадцатилетний Конев случайно оказался соучастником нападения. Учитель школы, в которой учился Конев, рассказал, что он отзывчив, эмоционален, очень любит музыку. Аналогичные показания были получены и от его матери. Она также сообщила, что ее сын очень любит песню «Хотят ли русские войны», после ее прослушивания охотно исполняет любую просьбу матери, во всем ей помогает, становится искренним и добрым. На очередном допросе Конев, продолжая прежнюю линию поведения, заявил, что он не «подлец», а потому про своих товарищей говорить ничего не будет. Следователь сказал, что, возможно, и отец Конева, бросивший семью, тоже не считал себя подлецом. Эти слова заставили юношу глубоко задуматься. В это время другой следователь, находящийся в соседнем кабинете, включил записанную на магнитофонную ленту любимую песню Конева. С волнением прослушав песню, он заявил, что больше не может давать ложные показания, и правдиво рассказал о совершенном преступлении [2, с. 104-109].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что музыка воздействует на чувственную сферу человека. Именно поэтому такой тактический прием довольно интересен. Его можно использовать с разных сторон: с одной стороны, если мы довольно много знаем о личности допрашиваемого, можно произвести допрос с использованием музыкальной композиции, которая у него ассоциируется с каким-либо позитивным событием; с другой же - при скудном количестве информации можно воспользоваться универсальными композициями, благоприятно влияющими на его психику и восприятие.

Литература:

  1. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. – 304 с.
  2. Китаев Н.Н., Ермаков Н.П. О возможности использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого) // Проблемы изучения личности участников уголовного судопроизводства: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1980. – 350 с.
  3. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. М., 2006. – 284 с.