ОБЗОР РЫНКА БИЛЛИНГОВЫХ СИСТЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СЕРВИСА

BILLING SYSTEM MARKET OVERVIEW TELECOMMUNICATION SERVICE

Биллинговые системы (автоматизированные системы расчетов, АСР) системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг. [1]

Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых, а цикл выполняемых операций сокращенно именуется биллингом. Следует сразу подчеркнуть: такие системы создаются не только на основе требований заказчиков. Существует ряд международных документов Международного Союза Электросвязи (МСЭ), регламентирующих их основные функции и способы реализации этих функций. Например, документы серий E230, E260 и E1001 посвящены техническим аспектам расчета длительности соединения, регистрации вызовов при различных типах связи и определению оплачиваемой длительности связи абонентов. Описания основных принципов тарификации услуг мобильной связи и сценариев соединений приведены в рекомендациях серий D103, D110 и D93. [1]

Схема организации биллинга достаточно проста: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Далее программы согласно тарифу выполняют необходимые расчеты, формируя счета абонентов.

По функциональным возможностям таких систем их можно разделить на три класса – предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и так называемые системы среднего класса для региональных сетей [1].

Продукты, относящиеся к первому классу, должны обеспечивать взаимодействие сетей на межнациональном уровне и работу в различных временных зонах, то есть иметь многовалютный и многоязычный интерфейс и учитывать различия налогообложения в разных странах. Для них характерна гетерогенная структура и тесная интеграция с бухгалтерскими системами.

Заказные системы национального масштаба создаются при наличии специфических требований операторов к функционированию самой системы, особенностей сети связи или необходимости в применении нестандартного интерфейса с уже существующими расчетными системами. Поэтому такие системы отличает высокая стоимость разработки и сопровождения.

В масштабе региона обычно вполне приемлемы стандартные требования к биллингу. Подобные системы почти всегда имеют классическую архитектуру клиент-сервер и (особенно в последнее время) часто используют веб-интерфейс. Однако не следует забывать, что они должны обеспечивать возможности масштабирования и функционального расширения.

Классическая биллинговая система состоит из следующих функциональных подсистем: предварительной обработки данных о соединениях, оперативного управления биллингом, оповещения клиентов, продаж, маркетинга, обслуживания, администрирования, генерации отчетов, генерации счетов, архивации и бухгалтерского учета.

Любая биллинговая система – это не «коробочный продукт»: каждая из них создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет собственный набор функций, соответствующий технологическому циклу предоставления услуг, и может работать с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей информацию о вызовах и соединениях.

Сегодня мировой телекоммуникационный рынок предлагает сотни биллинговых систем. Среди лидеров: Lucent Technologies, CSG Systems и Amdocs. Среди лидеров российского рынка: Петер-Сервис, SoftPro, Форс-холдинг. Компании перечислены в случайном порядке: автоматизированная система расчетов у каждого производителя по-своему уникальна.

 

Использованные источники

  1. Биллинговые системы: основные понятия [Электронный ресурс]-2001 // URL:https://www.ixbt.com/mobile/review/billing.shtml
  2. Дич Л. З. Биллинговые системы в телекоммуникациях. 2003