К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CUSTOMS RULES

Проблема правонарушений и борьбы с ними составляет одну из главных проблем любого государства за все времена его существования. Жизнь общества всегда регламентирована рядом правовых норм и законов, которые должны обеспечивать нормальное функционирование государства. Одним из видов административных правонарушений являются административные правонарушения в сфере таможенного дела, то есть правонарушения при пересечении границы с товарами, транспортными средствами или иным образом. 

Согласно требованиям Таможенного кодекса ЕАЭС, а также «Стратегии развития таможенной службы до 2020 года» одной из главных задач таможенных органов является предотвращение и борьба с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела, что находит свое проявление в постоянно осуществляемых мероприятиях по выявлению, раскрытию и пресечению таких правонарушений. Таможенные органы постоянно держат в поле зрения проблемы совершенствования, поиска новых, эффективных форм и методов деятельности, направленных на предупреждение, выявление и прекращение контрабанды и нарушений таможенных правил.

Правонарушения в сфере таможенного дела представляют собой серьезную угрозу для экономик государств, поэтому установление ответственности за них требует точности и строгой определенности.

Следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество дел об административных правонарушениях остается значительным и имеет тенденцию к росту.

Как показывает анализ правоприменительной деятельности ФТС России, в 2013 г. возбуждено 79 727 дел об административных правонарушениях, в 2014 г. - 80 385 дел, в 2015 г. - 85 523 дела, в 2016 г.- 80 355, в  2017 г. таможенными органами было возбуждено 119 327 дел об административных правонарушениях, а в 2018 году 143 148 дел, что на 23 821 дела больше чем в 2017 году.   

Как следует из приведенной статистики, количество административных правонарушений растет и по данным  ФТС большая часть правонарушений в сфере таможенного дела было совершенно юридическими лицами – 47% правонарушений, физическими лицами - 46%, должностными лицами всего 7%, а неустановленными лицами - 0,3 % совершаемых правонарушений.  

Административная ответственность физических и юридических лиц, а также должностных лиц за совершенные правонарушения в сфере таможенного дела предусмотрена в тех случаях, если совершенные нарушения не влекут за собой уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушения таможенных правил имеет свои характерные признаки, например, имеет она более конкретные цели; может наступать тогда, когда правонарушитель обнаружен на территории другого государства; субъектами выступает таможенные органы;

за нарушение таможенных правил применяется только три вида административных взысканий - предупреждение, штраф, конфискация; предметы правонарушений подлежат конфискации независимо от времени совершения или обнаружения такого нарушения.

В настоящее время многие формулировки статей главы 16 КоАП РФ, регламентирующие ответственность за правонарушения в области таможенного дела, далеки от совершенства, а «установленные санкции по целому ряду составов до сих пор не отвечают основополагающим конституционным принципам соразмерности и адекватности наказания степени общественной опасности и вредных последствий правонарушений».

Так, к примеру, за правонарушение предусмотренное ч.3 ст.16.1 КоАП РФ необходимо смягчение административных санкций, так как конфискация является слишком жесткой мерой наказания, которая противоречит принципам справедливости, а так же соразмерности ответственности характеру правонарушения. Так же необходимо отметить о необоснованности применения конфискации за деяния, предусмотренное ст. 16.16 КоАП РФ «нарушении сроков временного хранения товаров».

Тенденции изменения законодательства об административных правонарушениях свидетельствуют, о последовательном и планомерном усилении административной ответственности за правонарушения, в том числе за правонарушения в сфере таможенного регулирования.

На основании вышеизложенного следует отметить, что законодательство об административной ответственности в сфере таможенного дела нуждается в корректировке. Так, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, в том числе принципами справедливости и соразмерности наказания могут рассматриваться такие предложения как: исключить из санкции  ч. 3 ст. 16.1, 16.16, ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ наказание в виде конфискации; исключить наказание в виде конфискации товаров у лиц, которые не являются собственниками конфискованного товара, а так же не совершали таможенных правонарушений; предусмотреть такой вид наказания как предупреждение к юридическим лицам в том случае, если совершенное правонарушение не представляет существенной опасности охраняемым общественным отношениям.      

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (I). cт. 4202.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (I). cт. 1;
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 22.12.2019).
  4. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575–р (ред. от 15.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2220.
  5. Скипина О. А. Административная ответственность в области таможенного дела // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1045-1048.
  6. Студеникина М. С. Два законопроекта новой кодификации законодательства об административных правонарушениях: основные новеллы и их предварительная оценка // Адм. право и процесс. 2017. № 7. С. 34-37. 
  7. Официальный сайт ФТС России http://www.customs.ru/