К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF FINANCE

В настоящее время, различные способы и методы регулирования финансовой сферы являются весьма значимыми для системы государственного и общественного развития. Следует отметить, что административно-правовое регулирование в сфере финансов, по своей правовой сущности, является разновидностью государственного управления.

В специальной литературе особое внимание уделяется признаку системности государственного управления, в частности, и административно-правового регулирования, т.к. в подобной деятельности участвуют различные субъекты (государственные органы и должностные лица), принимающие и исполняющие правовые акты управления, физические и юридические лица различных организационно-правовых форм. Помимо этого, требуются колоссальные ресурсы (финансовые, организационные, материальные) для его осуществления.

Системность государственного управления обеспечивается достижением поставленных задач и качественным осуществлением управленческих функций. Следует отметить, что подобное воздействие обеспечивает именно властная сила государства, т.е. те правовые средства, которые используются в процессе управления.

Рассматривая организационный аспект административно-правового регулирования в сфере финансов, нельзя не отметить, что в государственном управлении всегда присутствует властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государство в лице органов и должностных лиц) на конкретные объекты. В таком понимании, административно-правовое регулирование можно представить, как целенаправленную, организующую, исполнительно-распорядительную и регулирующую деятельность. Осуществляет такую деятельность, как ранее было отмечено, система органов государственной власти в различных отраслях и сферах. В исследуемом случае, таковыми выступают компетентные органы финансово-экономической сферы.

Административно-правовое регулирование, как разновидность государственного управления единовременно включает в себя следующие категории: государственная управленческая деятельность, область и отрасль государственного управления.

Следует отметить, что в качестве необходимых условий по осуществлению процесса административно-правового регулирования выступает присутствие нескольких составляющих: субъект управления; объект управления; отношения, которые складываются между ними в результате управления. Целесообразно выделить основные черты, присущие административно-правовому регулированию в сфере финансов:

- управление охватывает совместную деятельность различных субъектов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга;

- требуется особая форма организации данного процесса;

- административное регулирование является единообразным, отвечает поставленной цели и задачам, отличается взаимной подчиненностью и иерархией в структуре государственных органов.

Как правило, государственное управление и его разновидность в виде административно-правового регулирования в сфере финансов осуществляется в различных формах. Следует отметить, что любой из форм государственного управления присущи следующие общие признаки.

  1. В формах государственного управления всегда выражаются определенные действия, воля соответствующих государственных органов и должностных лиц.
  2. Деятельность, связанная с государственным управлением, может совершаться только определенными субъектами – государственными органами.
  3. В формах государственного управления происходит реализация общих функций и предназначения государства, приоритетных целей и задач.

         Таким образом, административно-правовое регулирование в сфере финансов реализует важнейшие функции, задачи и предназначение государства в разрешении многих важных вопросов финансово-экономической сферы. По этой причине представляется важным осуществлении эффективного управления с обязательным соблюдением критерия законности.

Органы исполнительной власти оказывают значительное влияние на структуру государственного управления в сфере финансов, в частности, и по отношению к административно-правовому регулированию. Осуществляется такая деятельность в двух основных видах:

- правотворчество и ведомственное нормотворчество, подразумевается издание подзаконных актов в сфере административно-правового регулирования финансов (в качестве примера можно привести многочисленные Постановления Правительства РФ и акты ведомственных органов, например Министерства финансов РФ и др.);

- правоприменение в пределах законодательно обозначенной компетенции тех или иных органов, задействованных в административно-правовом регулировании финансов.

Важное направление в системе административно-правового регулирования в сфере финансов представляет государственный контроль в сфере (различаются такие виды как налоговый, бюджетный, валютный, банковский и т.д.).

Подводя итоги, следует сделать вывод о том, что органы исполнительной власти, которые выступают субъектами как финансового, так и административного права, и реализующие управленческие полномочия в сфере финансов, выполняют важную роль в процессе упорядочения финансовых правоотношений. При этом присутствует тенденция в сфере административно-правового регулирования сферы финансов, при которой значительное количество вопросов регламентируется именно на уровне подзаконных нормативных актов, в соответствии с требованиями вышестоящего законодательства.

Между тем, наличие обширного подзаконного регулирования в сфере финансов, становится причиной некоторых трудностей. Так, административно-правовое регулирование в осуществлении контрольных полномочий, как составной части государственных полномочий тех или иных органов исполнительной власти, имеет некоторые недостатки. Например, с целью усиления единообразного применения положений финансового законодательства, а также повышения эффективности межведомственного взаимодействия, необходимо принятие нормативных актов, которые будут регламентировать процесс такого взаимодействия.

Представляется, что на сегодняшний день, назрела потребность в исследовании особенностей административно-правового регулирования в сфере финансов и разработка не только формальных нормативных актов, но и выработка эффективных форм и методов управления в данной сфере.

Список литературы

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2015. 525 с.
  2. Бобошко Н.М. Государственное управление финансово-кредитной системой // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 120-121.
  3. Кухтин В.С., Кулюкина А.Д. Содержание и сущность государственного управления // Системные технологии. 2017. № 24. С. 30-34.
  4. Пешкова Х.В. Административно-правовое регулирование в сфере финансов // NB: финансовое право и управление. 2014. № 1. С. 14-40.