ЗНАЧИМОСТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПСИХОЛОГИИ

SIGNIFICANCE OF CROSSING ECONOMICS AND PSYCHOLOGY

В современном мире человек активно использует все доступные ему блага для удовлетворения своих потребностей. Потребность в новых знаниях тому не исключение. В условиях нашей с вами жизни практически не существует ограничений для познания нового. В связи с этим, человек, как существо разумное и любознательное, не ограничивается чем-то одним, а стремится познать, как можно больше. В этот момент происходит слияние различных наук, где законы одной становятся образцами закономерностей для другой.

Экономика, в этом случае, не является исключением. Она, как наука, изучающая производство, распределение и потребление товаров и услуг, пересекается со многими дисциплинами, например, политологией, математикой, правоведением, психологией. В последнее время мы можем наблюдать тенденцию к изучению последней, поэтому в данной статье рассмотрим взаимосвязь экономики и психологии.

Для начала обратимся к терминологии слова психология. Согласно толковому словарю Ожегова психология, это: 1. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-нибудь род деятельности. [] Из этого возникает вопрос, как могут быть связаны эти две науки?

Главной задачей экономики является удовлетворение неограниченных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов, следовательно, экономика, в первую очередь, заточена на производство материальных благ. Из этого возникают главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Разобраться с этими вопросами помогает анализ предпочтений потребителей, ведь производителям не выгодно создавать невостребованный продукт. Психология в этом случае помогает понять, как лучше преподнести свой товар, как донести до потребителя, что это именно то, что ему нужно. Здесь важно всё, от идеи и концепции продукта, до момента выкладки товара на полки магазинов. Обращали ли вы внимание, что для рекламы спортивной одежды, спортивного инвентаря и питания приглашаются люди с хорошей физической подготовкой? Казалось бы, что логика проста: спортивная одежда открытая и подчёркивает фигуру, а спортивные тела, это красиво и эстетично. Но не всё так просто. Во-первых, срабатывает связь: человек в этой форме, потребляет эти продукты, занимается по этой программе и выглядит вот так, значит это даёт результат; я буду использовать те же продукты - достигну того же результата. Во-вторых, если мы видим, что какой-либо спортсмен выбирает определённую марку одежды, то доверяя его мнению, как экспертному, мы будем считать, что эта марка является лучшей, аналогично с питанием, программами тренировок, тренажёрами и так далее. Все эти выводы человек делает неосознанно, на подсознательном уровне. Так рождается психология потребления, играющая важную роль для производителей и маркетологов.

Другая сторона вопроса – производственная. С каждым годом число предприятий увеличивается, а уже существующие фирмы зачастую расширяются. Это ведёт к увеличению персонала. Здесь встаёт важные вопрос о том, как правильно им управлять и налаживать контакт, как поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе и при этом сохранить и приумножить производственные показатели. На эти и многие другие вопросы отвечает такая наука как управление персоналом. Непосредственно и в этой сфере наблюдается связь экономики и психологии.

На протяжение тысячи тысяч лет одни люди работают на других, следовательно, аспекты управления персоналом развиваются уже очень давно. Многие школы разрабатывали различные системы регулирования отношений между подчинёнными и с ними внутри предприятий. Одной из таких является школа человеческих отношений. Данная школа сосредотачивает своё внимание на человеке в коллективе, его чувствах и ощущениях. Основателем школы человеческих отношений, Элтоном Мэйо, был проведён «Хотторнский эксперимент». Ввиду этого эксперимента было доказано, что производительность и поведение человека в организации напрямую зависят от социальных условий, в которых он там находится. А именно отношения в коллективе, социальные нормы, социальные стимулы и групповые факторы имеют прямое влияние на показатели рабочей деятельности человека.

В современных условиях, в жизни и на работе всё большее внимание уделяется человеческой личности. Можно сказать, что в наши дни существует тренд на изучение психологической сторон человека. Мы наблюдаем, что применение знаний из области психологии, происходит уже на этапе подбора персонала. Существуют работодатели, предпочитающие проводить собеседования в неформальной обстановке, чтобы лучше узнать человека, не только как профессионала в какой-либо области, но и как личность. Также имеются специальные методики, деловые игры, направленные на то, чтобы понять, как человек будет вести себя в той или иной ситуации, сможет ли он влиться в имеющийся коллектив и стать его гармоничной частью.

Мне удалось пообщаться с представителем рекрутинговой компании. Это была девушка с образованием педагога и психолога. Она рассказала, что для качественного подбора сначала производится анализ, так называемого «внутреннего климата» компании, изучаются психотипы работников и управляющих. Затем, на собеседовании, кандидаты проходят специальные тесты, позволяющие выявить особенности личности, темперамент. На основе полученных данных делается вывод о том, сможет ли человек гармонично влиться в коллектив и сможет ли он эффективно выполнять требования, касающиеся его должностных обязанностей. Всё выше сказанное необходимо для качественного управления персоналом, а в следствии и получения высоких результатов, а достигается это при помощи знаний из области психологии.

Итак, нами были разобраны небольшие примеры того, как могут переплетаться экономика и психология. На основе представленных данных, мы видим, как грамотный анализ рынка и знание психологических основ помогает улучшить результаты. А с целью повышения производительности труда, в современных условиях следует учитывать личностные психологические качества претендентов, в свою очередь это даст свои плоды и приведёт к укреплению компании и сплочённости сотрудников. Многие предприятия уже привлекаю необходимых специалистов для реализации данных целей.

 

Библиографический список:

  1. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организа-ции: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012 г. – С.657.
  2. Бухалков, М.И. Управление персоналом / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2011 г. – С. 368.
  3. Маслова В.М. Управление персоналом. – М., 2015 г. – С. 136-139.