ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СКФО

В условиях рыночной экономики субъекты малого и среднего предпринимательства играют главенствующую роль, так как именно они создают необходимые населению товары и услуги, обеспечивают новые рабочие места, усиливают конкуренцию между товаропроизводителями, выступая движущей силой рыночной экономики в целом. Именно поэтому активность субъектов малого и среднего бизнеса активно поддерживается со стороны федеральной и региональной властей и выступая одним из важнейших направлений государственной политики. Объемы финансовой поддержки субъектов МСП  в СКФО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности субъектов МСП  на территории СКФО [4]

Показатели

Период

Абсолютное изменение

Относительное изменение

2015

2016

2017

2018

2018 к 2015

2018 к 2017

2018 к 2015

2018 к 2017

Количество субъектов МСП,ед.

231090

199156

197433

178093

-52997

-19340

77,07

90,2

Средняя численность работников, занятых на предприятиях МСП, чел.

591969

633152

648265

614520

22551

-33745

103,81

94,79

Оборот субъектов МСП на территории СКФО, млн. руб.

967404

1118979

1182443

1193115

225711

10671,9

123,33

100,9

Инвестиции в основной капитал субъектов МСП, млн. руб.

49076,1

49103,5

82890,5

66334,3

17258,2

-16556,2

135,17

80,03

Объемы финансирования на поддержку МСП на территории РФ  в рамках реализации федеральной государственной программы, млн. руб.

17 532,4

12 178,3

20 614,0

15 954,5

-1 577,90

-4 659,50

91,0

77,4

Объем средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов СКФО на государственную поддержку МСП, млн. руб.

1405,5

688,9

778,9

524,45

-881,05

-254,45

37,31

67,33

Объем прямой поддержки субъектов МСП на территории СКФО в рамках региональных программ, млн. руб.

1358,08

453,6

43,13

51,06

-1307

7,935

3,76

118,4

Наблюдается отрицательная динамика количества субъектов МСП на территории СКФО. Так, за анализируемый период их количество сократилось на 9,8% и составило 178093 ед., что обусловлено снижением экономической активности в целом, рецессией в экономике страны и региона, а также последствиями введения санкций западных стран. Одновременно со снижением общего количества субъектов МСП на территории СКФО,  численность  занятого на  них населения  растет, что позволяет сделать вывод о структурных изменениях сектора МСП, а именно: о переходе индивидуальных предпринимателей в сферу малого бизнеса.

Положительной оценки заслуживает рост оборота субъектов МСП на территории СКФО в абсолютном выражении с 967404 млн. руб. в 2015 году  до 1193115 млн. руб. в 2018 году, то есть на 10671,9 млн. руб. или на 23%.

В связи со  снижением финансирования федеральной государственной программы в целом по Российской Федерации более чем на 9%  финансирование МСП на территории СКФО за исследуемый период с 2015 по 2018 гг. также сократилось по всем источникам бюджетных средств, а именно: за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов СКФО  снижение составило более 60%; объем прямой поддержки субъектов МСП на территории СКФО в рамках региональных программ также снизился значительно на 96%.

Выявленная отрицательная динамика объемов финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в РФ в целом и на территории СКФО оценивается негативно, так как в условиях замедления темпов экономического роста возрастает необходимость более активной финансовой поддержки субъектов МСП со стороны государства и региональных властей.

Нормативно-правовой основой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации выступает Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5], который регулирует  экономические отношения, возникающие между субъектами хозяйствования, государством, региональными и муниципальными властями в рассматриваемой сфере, полномочия органов власти на всех уровнях по вопросам содействия развития малого и среднего бизнеса в РФ, а также закон определяет приоритетные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в стране и основные направления финансовой поддержки выделенных субъектов хозяйствования.

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях [2; 6]

Нормативно-правовой акт

Основное содержание

Федеральный уровень

Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

определяет понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, цели государственной политики в рассматриваемой сфере, направления финансовой поддержки со стороны государства

Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

определяет право на получение государственных или муниципальных преференций в рамках поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Указ Президента РФ от 04.04.1996 г. N 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»

выделяет основные направления поддержки от Правительства Российской Федерации и рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» (Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства")

формирует систему инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет единых требований к деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются для развития данной сферы (центры, агентства, фонды и т.д.);

закрепляет совокупный объем финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 10 трлн. рублей за  2019-2024 годы.

Региональный уровень

Закон Ставропольского края от 15.10.2008 N 61-кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства»

направлен на создание благоприятных условия развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ставропольского края, повышения их конкурентоспособности, увеличении объектов инфраструктуры предпринимательской деятельности

Постановление Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 г. N 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края»

определяет возможность предпринимателей выражать свои интересы через представителей в совете;

выделяет основные задачи, выполнение которых позволит повысить эффективность и конкурентоспособность субъектов инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности на территории Ставропольского края

Постановление Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 г. N 626-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"» (Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства")

направлен на создание благоприятного климата в Ставропольском крае, в котором возможно эффективно и прибыльно вести бизнес, определены основные показатели и результаты программы в процессе реализации мероприятий;

предполагается рост оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, получивших государственную поддержку, в процентном соотношении к показателю за предыдущий период в постоянных ценах 2014 года с 6,7 процента в 2017 году до 8,1 процента в 2024 году

В Ставропольском крае в настоящий момент реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Основная цель подпрограммы – развитие торгово-экономического потенциала Ставропольского края, создание комфортных условий для ведения бизнеса в Ставропольском крае [1].

Одним из ожидаемых результатов подпрограммы является повышение уровня развития государственно-частного партнерства в Ставропольском крае. Этому показателю хотелось уделить особое внимание. Во все времена предприниматели нуждались в помощи со стороны государства. Трудно не отметить, что в Ставропольском крае органы власти способствуют развитию предпринимательской деятельности. Так, в крае, помимо издания Приказов министерства экономического развития Ставропольского края, связанных с мерами государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (субсидии), и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в результате издания Постановления от 16.12.2009 г. № 329-п и Распоряжения от 25.12.2009 г. № 471-рп Правительства Ставропольского края, создана хорошо функционирующая инфраструктура предпринимательского сектора, состоящая из организаций  и учреждений, представленных на рисунке 2.

По нашему мнению, если будет запрос со стороны предпринимателей на создание нового необходимого учреждения по развитию предпринимательского сектора, то власти его исполнят за короткие сроки, так как значимость развития данной сферы не вызывает сомнений.

В целом, региональная политика Ставропольского края направлена на повышение эффективности предпринимательских структур, создание благоприятного климата для их развития и достижение положительной динамики значимых качественных и количественных показателей развития малого и среднего бизнеса. Таким образом, на наш взгляд на территории края создан необходимый механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе четко сформулированной законодательной базы и необходимой инфраструктуры поддержки выделенных субъектов хозяйствования, однако объем финансовой помощи не достаточный.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2370-3.PNG

Рисунок 2 – Организации Ставропольского края, осуществляющие государственную поддержку малого и среднего бизнеса [3]

Субъекты малого и среднего бизнеса будучи частью рыночной экономики способны создать инструменты для развития всех сфер жизни общества. Также их функция заключается в выполнении задач, связанных с демонополизацией, созданием конкуренции, наполнением рынком товарами и услугами, повышением уровня занятости населения, экономическим ростом, увеличении поступлений от налогов, формированием среднего класса и общей деловой среды.

Развитие малого и среднего предпринимательства выступает одним из факторов стратегии развития территории, повышения его благосостояния и уровня жизни. Снижение числа малых и средних предприятий отрицательно влияет как на экономику, так и на общество. Следовательно, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития территории.

 

Использованные источники:

 

  1. Кальная, А.Ю., Семенова, Н. В.Анализ основных проблем и тенденций развития субъектов малого предпринимательства в РФ// Европейский журнал социальных наук. – М.: АНО «Международный исследовательский институт», 2016. - №11. С.91-96.
  2. Государственная программа Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Официальный сайт Государственных программ Ставропольского края – Режим доступа: http://gp26.openbudsk.ru/programs/program14
  3. Компьютерная справочная правовая система в России «КонсультантПлюс» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  4. Перечень организаций Ставропольского края, осуществляющих меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Официальный сайт союза «Торгово-промышленная палата Ставропольского края»– Режим доступа: https://stavropol.tpprf.ru/ru/mery-podderzhki-msp.php
  5. Ставропольский край в цифрах. 2019 : крат.стат. сб. / Северо-Кавказстат. – Ставрополь, 2019. – 99 с.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  7. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // СПС Консорциум. Кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/