АНАЛИЗ ОПТИМАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ С ЦЕЛЬЮ ЗАВЕДОМОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ МАРШРУТА МЕЖДУГОРОДНЫХ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

ANALYSIS OF OPTIMAL INFORMATION SYSTEMS IN ORDER TO KNOWINGLY STUDY THE ASSESSMENT OF THE COMPLEXITY OF THE ROUTE OF INTERCITY REGULAR TRANSPORT.

Пассажирский транспорт для общества имеет большое социально-экономическое значение. Он влияет на жизнеобеспечение всего государства. В настоящее время существует множество видов транспорта. Выбирая то или иное средство передвижения, пассажиры по-разному оценивают преимущества и недостатки каждого вида транспорта. В первую очередь они оценивают безопасность, надежность, стоимость проезда, регулярность, скорость и удобство передвижения.

Сфера транспортных услуг из-за высокой конкуренции на рынке требует постоянного совершенствования не только транспортных средств или технологий, но и организации пассажирских перевозок.

Исходя из того, что безопасность пассажиров играет большую роль в сфере транспортных услуг, цель данной работы состоит в определении оптимальных информационных систем для заведомого исследования оценки сложности маршрута междугородных регулярных перевозок.

Маршрут регулярных перевозок предназначен для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям. Путь следования транспортных средств, осуществляющих передвижение по маршруту регулярных перевозок, должен быть от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.[1]

Оценка сложности маршрута междугородных регулярных перевозок состоит в оценке факторов, влияющих, в первую очередь, на его безопасность. К таким факторам можно отнести: подъемы, спуски, пересеченность продольного профиля, микропрофиль, качество дорожного покрытия, радиус малой кривизны, управляемые и неуправляемы перекрестки, количество светофоров, ограничения скорости, плотность транспортного потока, дорожные пересечения с регулируемыми и нерегулируемыми железно-дорожными путями, температура окружающей среды, аэродинамика, погодные условия, недостатки в конструктивном решении дорог, человеческий фактор, ограничения видимости, пропускная способность дороги и т.д.

Для заведомого исследования оценки сложности маршрута междугородных регулярных перевозок можно использовать следующие информационные системы:

  • приложение Google Планета Земля (Google Earth);
  • система ГОЛОНАСС;
  • система GPS;
  • геоинформационная система (ГИС);

Google Планета Земля (Google Earth) — проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые (или в некоторых точках аэрофото-) изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение.[2]

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНА́СС) – российская спутниковая система навигации. Задачей системы ГЛОНАСС является определение местонахождения какого-либо объекта путем вычисления его координат с помощью специального устройства - трекера, находящегося в постоянном контакте со спутниками.

Система GPS, в отличие от системы ГОЛОНАСС, является спутниковой системой навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84.

Система GPS использует методику кодированных сигналов множественного доступа CDMA. Главное достоинство здесь – уменьшенные требования к ресурсам для передачи радиосигнала и точное определение координат с погрешностью всего в 2-4 метра. А вот система ГЛОНАСС функционирует с помощью метода «выделенных линий» FDMA. С учетом того, что на передачу спутникового радиосигнала может влиять множество факторов – ГЛОНАСС в качестве основной системы мониторинга за транспортом считается более перспективной. Еще одним дополнительным преимуществом ГЛОНАСС можно назвать то, что для работы данной системы не требуется постоянная синхронизация с вращением Земли. Скорость обработки и передачи данных в режиме реального времени у ГЛОНАСС выше, поскольку спутники вращаются независимо от планеты.[3]

Приложение Google Earth позволяет просматривать поверхность нашей планеты, как в виде карты, так и с применением трёхмерных технологий. С помощью данной программы можно просматривать и изучать ландшафты местности, планировать маршруты по улицам большинства городов – с использованием GPS-навигации и голосового сопровождения. К недостаткам использования приложения Google Earth относят высокое энергопотребление. Именно поэтому на устройстве, с которого будет производиться мониторинг необходимых данных, заряд аккумулятора значительно снизится.

Географическая информационная система или геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, анализ и отображение пространственных данных и связанных с ними непространственных, а также получение на их основе информации и знаний о географическом пространстве.

В ГИС карта становится действительно динамическим объектом. У пользователя появляется возможность:

  • изменять масштаб;
  • преобразовывать картографические проекции;
  • варьировать объектным составом карты (что выводится);
  • получать через карту в режиме реального времени многочисленные базы данных;
  • изменять способы отображения объектов (цвет, тип линии, символ и т.п.) в зависимости от содержимого баз данных;
  • легко вносить любые изменения.

К недостаткам системы ГИС относят большую зависимость работы ГИС от исходных географических данных и зависимость конечного результата от точности и четкости данных, перенесенных в ГИС.[3]

Все эти информационные системы служат для обеспечения возможности принятия оптимальных управленческих решений на основе анализа пространственных данных. С помощью таких технологий можно обезопасить маршрут междугородных регулярных перевозок.

Исходя из мониторинга и анализа вышеперечисленных информационных систем, можно сделать вывод, что системы GPS и ГОЛОНАСС являются наиболее оптимальными для заведомого исследования оценки сложности маршрута междугородных регулярных перевозок.

Список литературы:

  • Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ (последняя редакция) 13 июля 2015 года N 220-ФЗ
  • Google Планета Земля. [Электронный ресурс] // Википедиа: свободная энцикл. – Электрон. дан. Режим обращения: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . – 13.11.2019.
  • Куприянов, А.О. Глобальные навигационные спутниковые системы: учебное пособие. – М.: МИИГАиК, 2017. – 76 с.
и