СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Среди явных недостатков современной налоговой политики нашего государства, по мнению некоторых отечественных ученых-экономистов, является ярко выраженная фискальная направленность. В экономике степень дифференциации доходов граждан служит одним из признаков качества жизни и влияет существенно на экономическое развитие страны и социальную стабильность народа. С. Кузнец считал, устойчивый экономический рост будет понижать уровень неравенства в обществе. Некоторые ученые-экономисты обосновывают отрицательное влияние неравенства на экономический рост. Так, В.И. Шарин считает, что чрезмерная дифференциация доходов граждан ведет к проблеме бедности основной массы общества, понижению внутреннего потребительского спроса и замедлению темпов экономического роста [2].

В нашей стране присутствует выраженная поляризация населения по уровню доходов. Поэтому одним из условий устранения этой проблемы служит построение социально ориентированной налоговой политики путем реформирования налогообложения доходов физических лиц.

Выделим основные направлениями совершенствования налогообложения физических лиц.

  1. Введение прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и освобождение от налога доходов граждан в в зависимости от прожиточного минимума [5]. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, определяющееся разрывом между бедными и богатыми слоями граждан, теоретически перекладывает основную массу налогового бремени на лиц, имеющих более высокими доходы.

Вопросами прогрессивного налогообложения занимался Дж.М. Кейнс. В своем научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» он подчеркивал, что налоги представляют из себя «встроенные механизмы гибкости» и регулируют экономику. Он пропагандировал применение высоких налогов и прогрессивного налогообложения, так как считал, что в условиях низкого налогового обложения понижаются доходы государственного бюджета, выявляется проблема экономической неустойчивости. Вопросы налогообложения доходов граждан отражены в кейнсианской теории налогообложения. Согласно теории налогов Дж.М. Кейнса государство должно взимать излишние сбережения населения при помощи налогов. Также считали и Э. Хансен, А. Лернер, которые были за систему повышенного налогообложения крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов. Вопросы введения прогрессивного налогообложения в нашей стране как возможного варианта борьбы с социальной дифференциацией постоянно в последнее время обсуждаются отечественными учеными-экономистами и органами государственной власти. Многие экономисты считает, что прогрессивная процентная ставка по НДФЛ способствовала бы решению проблемы расслоения общества на бедных и богатых, а также увеличению в стране численности населения со средним уровнем дохода [2].

  1. Ведение семейного налогообложения доходов граждан. Следует на законодательном уровне установить возможность расчета подоходного налога на семью для уменьшения уровня налогообложения супруга с максимальным доходом. За рубежом при семейном налогообложении доходов физических лиц налогооблагаемой базой служит расходуемый доход семьи или главы семьи с учетом выполненных и юридически установленных в разумных границах расходов, таких как: на обучение детей; на добровольное пенсионное, медицинское страхование и страхование жизни налогоплательщика и членов семьи; на совершенствование профессионального уровня; на содержание нетрудоспособных членов его семьи и престарелых родителей и т.д. Рассчитанный таким образом налогооблагаемый доход облагается по дифференцированным ставкам с учетом уровня доходов, оставшихся после расходов у налогоплательщика. Такой метод налогообложения доходов физических лиц гарантирует так называемую налоговую неприкосновенность доходов семьи, применяемых для своих социальных нужд.
  2. Реформирование расчета предоставления налоговых вычетов по НДФЛ. Согласно ст.218-221 Налогового кодекса РФ [1] по НДФЛ установлены следующие виды налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Эти вычеты даются налоговым резидентам РФ и в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13%. Предназначение стандартных вычетов состоит в повышении социального положения незащищенных слоев общества, а налоговые вычеты на детей отражают конституционный принцип охраны семьи, материнства и детства [3]. Считаем, что современный размер стандартных вычетов не отражает направления социально ориентированной налоговой политики и выглядит слишком маленьким. Поэтому надо повысить размер стандартных вычетов – он должен соответствовать прожиточному минимуму. Также желательно дифференцировать стандартные вычеты по различным субъектам государства, так как величина прожиточного минимума по субъектам существенно отличается. Можно также дифференцировать величину не облагаемого налогом минимума для разных возрастных групп населения (работающие пенсионеры, трудоспособное население). Социальные налоговые вычеты назначаются для регулирования таких расходов граждан как на: лечение, обучение, благотворительные цели, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии [4]. Эти вычеты устанавливаются в размере конкретно затраченных расходов, субъект налогообложения должен предоставить документы, которые удостоверяют эти расходы, например, платежные документы, договора на определенные услуги по лечению и т.д. Считаем, что целесообразно убрать предельные ограничения по предоставлению социального налогового вычета. Следует установить социальные вычеты в размере 13% от реально потраченных налогоплательщиком расходов в налоговом периоде. Можно также рассмотреть правило закрепления за субъектом налогообложения права выбора налогового периода, в котором он может использовать социальный налоговый вычет. Имущественные налоговые вычеты предназначены для компенсации физическим лицам расходов на улучшение условий по жилью, а также дают возможность уменьшить финансовые вложения при операциях с имуществом. Имущественный налоговый вычет на приобретение жилого дома, квартиры несет не только социальную, но и регулирующую функцию, поскольку регулирует развитие жилищного строительства [6]. Этот вычет направлен для субъектов с высокими доходами. Считаем, что имущественный вычет следует дифференцировать учитывая семейное положение субъекта налогообложения и цену жилья в зависимости от региона.

Таким образом, для решения проблем, связанных с эффективным и справедливым налогообложением личных доходов граждан, необходимы конкретные изменения: введение прогрессивной шкалы налогообложения; применение необлагаемого минимума в размере прожиточного минимума, который является основной льготой и не должен затрагивать часть дохода, обеспечивающую поддержание минимального жизненного уровня плательщика и его семьи; использование принципа семейного налогообложения; совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДФЛ. Внесение рассмотренных изменений в российское налоговое законодательство будет способствовать усилению социальной направленности налоговой политики, повышению уровня и качества жизни населения, решению проблемы дифференциации доходов российских граждан.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) / Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм.от. от 25 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. –2000. – № 32. – Ст. 3340.
  2. Гурова С.Ю., Шенцева С.Г. Налоговая политика государства и ее социально-экономическая направленность // Вестник Чувашского университета. – 2016. – № 1. – С. 256-261.
  3. Караваева И.В. Стратегия реформирования налоговой политики для современной России: инновационный и социальный аспект // Вестник института экономики РАН. – 2017. – № 3. – С. 64-77.
  4. Нигматулина И.Ф. Налоговая политика государства и развитие ее социальной направленности // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 5. – С. 21-26.
  5. Одинокова Т.Д. Прогрессивное налогообложение доходов как возможность решения проблемы социального неравенства граждан в России // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2017. – № 1. – С. 15-23.
  6. Семенова Н.Н. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в России в контексте формирования социально ориентированной налоговой политики // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 13-14. – С. 838-851.