АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Actual problems of the implementation of tax control in the Russian Federation

Если мы обратимся к положениям главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации, то мы заметим, что, в принципе, процесс, формы, субъекты, объекты налогового контроля законодателем определены, чем же актуальна данная тема и почему выбрали именно ее для рассмотрения?

Так, платить законно установленные налоги и сборы – это конституционная обязанность каждого лица.[1] В рамках данной статьи обозначим проблемы налогового контроля в России, рассмотрим налоговый контроль в качестве фактора экономической стабильности деятельности предприятий.

Актуальность обозначенной темы исходит из того, что наиболее важным для всей налоговой системы является поступление в бюджет законодательно установленных налогов и сборов, соответственно, осуществление налогового контроля позволяет отслеживать своевременное и полное поступление в бюджет денежных средств. В современный период времени согласно данным статистики увеличилось число выявленных в ходе налогового контроля налоговых правонарушений[2], поэтому необходимо изучить, по какой причине это наблюдается и почему функция контроля со стороны налоговых органов настолько необходима.

В настоящее время понятие налогового контроля находит свое закрепление в Налоговом кодексе России, в котором установлено, что это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен данным нормативным правовым актом.[3] Однако, на наш взгляд, такая дефиниция не является достаточно полной, чтобы можно было развернуто и четко обозначить признаки, принципы, значение налогового контроля.

Различные авторы по-разному охарактеризовывают понятие «налоговый контроль». Так, к примеру, А.В. Демин обозначил его в качестве одного из этапов налогообложения.[4] О.Е. Немыкина и Н.В. Девятых обозначили через указанное выше понятие как деятельность, но при этом уточнили, что такая деятельность заключается в даче правовой оценки реализации всеми обязанными субъектами налогово-правовых предписаний, пресечении правонарушений, привлечении к ответственности лиц, посягающих на фискальные интересы государства.[5]

Мы согласны с мнением В.Э. Агабабанян, который утверждает, что налоговый контроль можно обозначить и в качестве одного из институтов налогового права (что подразумевает совокупность юридических норм, которыми урегулирована деятельность), и, соответственно, как реализуемая специально на то уполномоченными субъектами деятельность, и как элемент налогового администрирования.[6] Очень неоднозначно мы отнесемся к высказыванию И.И. Кучерова, который в качестве цели данной деятельности обозначил создание совершенной системы налогообложения.[7] Считаем, что это недостижимая в настоящий период времени цель, поскольку существуют более реальные (например, выявить и пресечь правонарушения в налоговой сфере), достижение которых позволит в будущем и сформировать эту идеальную модель.

Как известно, налоговый контроль – это как разновидность финансового контроля. Его выделяют отдельным видом потому, что он осуществляется специально уполномоченными на то органами: Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами. Конечно, необходимо также упомянуть и о других органах, в компетенцию которых входит эта обязанность, к примеру, таможенные органы правомочны осуществлять контроль за уплатой косвенных налогов с товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Сообщать о наличии материалов о нарушении налогового законодательства обязаны также органы внутренних дел, следственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации. Но при этом важно понимать, что формы налогового контроля могут реализовываться исключительно налоговыми органами и на основании положений Налогового кодекса России.

Сама цель налогового контроля заключается в проверке соответствия осуществляемой налогоплательщиком деятельности нормам налогового законодательства. Укажем несколько направлений налогового контроля:

  • Осуществление проверки соблюдения физическими и юридическими лицами обязанности платить налоги;
  • Проверка постановки на учет налогоплательщика;
  • Правильно ли ведется бухгалтерский учет и др.

В качестве субъектов налогового контроля выступают должностные лица налоговых органов, в компетенцию которых входит обязанность по проведению мероприятий, направленных на реализацию контрольной функции данного органа. Обозначим следующие формы налогового контроля: учет организаций и физических лиц, налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сбора, страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), в иных формах.

Как было отмечено ранее, одной из целей налогового контроля является обеспечение своевременного и полного поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации и других бюджетов бюджетной системы России. И как раз для этого необходимы все вышеуказанные формы налогового контроля, поскольку их реализация позволяет пресечь и предотвратить правонарушения в сфере налоговых правоотношений. Именно поэтому процедура, порядок, особенности проведения данных мероприятий должны быть строго урегулированы законодателем в правовых нормах, чтобы не возникало споров. Согласно статистическим данным за 2017 год Федеральная налоговая служба стала меньше фигурировать в качестве истца или ответчика в Арбитражных судах России.[8] Данный вывод был сделан на основе следующих показателей: в 2014 году количество исков, поданных обозначенным органом составило 70 тысяч, в 2016 году уже менее 20 тысяч. Причем исковые требования налоговых органов о взыскании обязательных платежей все чаще удовлетворяются судом. Считаем, что это связано с ужесточением контрольной функции данных органов и налогового законодательства в целом, а также с тем, что с недавнего времени введен обязательный досудебный порядок урегулирования споров.[9] Полагаем, что введение данного правила о досудебном порядке должно положительным образом сказаться на состоянии налоговой системы в целом, поскольку добровольное урегулирование спора до передачи его на рассмотрение в суд влечет за собой уменьшение расходов на судопроизводство как выделяемых из бюджета, так и расходов, понесенных налогоплательщиком в случае удовлетворения исковых требований налогового органа, а также способствует более быстрому поступлению денежных средств в бюджет.

В рамках данной статьи необходимо выяснить, почему функция контроля со стороны налоговых органов настолько важна в государстве. Из вышеуказанного следует, что платить налоги и сборы – конституционная обязанность лица. Необходимо учитывать, что уплата налогов и сборов – это первоисточник пополнения бюджета, а, следовательно, поступившие в бюджет денежные средства расходуются на обеспечение достойного уровня жизни населения и улучшения экономического и социального благополучия граждан государства.

Так, в целях недопущения накопления у налогоплательщиков задолженностей Федеральной налоговой службой в 2019 году был запущен новый способ информирования граждан о том, что у них есть задолженности по имущественным налогам. Это осуществляется с помощью рассылок смс сообщений и уведомлений в приложении одного из российских банков (ПАО Сбербанк).[10]

Так как в ходе налогового контроля налоговым органом могут быть нарушены права, свободы и законные интересы граждан, поскольку осуществляется непосредственная работа со сведениями, отнесенными к налоговой тайне[11], то, соответственно, налоговый орган должен осуществлять налоговый контроль в его формах на основе следующих принципов: законности, объективности, всеобщности, профессионализма, защиты прав, свобод, законных интересов добросовестных налогоплательщиков, единства, соблюдения профессиональной этики.

Так как налоговый контроль – это одно из основных направлений деятельности налоговых органов, следовательно, частота мероприятий по осуществлению налогового контроля должна быть строго установлена. Так, каждый год Первым заместителем Председателя Правительства России утверждается План деятельности ФНС России, изучим более подробно такой план на 2019 год.

В 2019 году ФНС России должна осуществлять следующие мероприятия:

  • Проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Мониторинг поступлений и задолженности по акцизам на алкогольную продукцию;
  • Обеспечение мониторинга и контроля за своевременностью и соблюдением очередности удовлетворения требований по текущим налоговым платежам в делах о банкротстве;
  • Мониторинг задолженности по обязательным платежам крупнейших должников и выявление дополнительных источников и альтернативных способов для ее погашения;
  • Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций ФНС России;
  • Совершенствование программных средств, применяемых налоговыми органами в процедурах налогового контроля, и др.[12]

В настоящий период времени любой гражданин на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в сети Интернет может отслеживать деятельность данного федерального органа исполнительной власти и его территориальных подразделений, в том числе деятельность по осуществлению одной из форм налогового контроля – налоговых проверок.

Так, к примеру, в отчетности на 1 января 2019 года всего было проведено выездных проверок по налогам на прибыль организаций 12, в 10 были выявлены нарушения; камеральных проверок 15809, выявлено нарушений в 198 случаях; причем всего дополнительно начислено налогов 188 697 рублей, пени 33 824.[13]

Конечно, в большей степени такая отчетность необходима для государства, потому что как указывает А.В. Решетняк в своей статье: «Налоговый контроль есть форма обратной связи, позволяющая государству в лице налоговых органов получать достоверную информацию о финансово-экономической деятельности налогоплательщика».[14]

Таким образом, приходим к выводу, что контрольная функция налоговых органов играет огромную роль для стабильности и развития общества и государства в целом, поскольку именно благодаря осуществлению налоговыми органами данной функции возможно предупреждение и пресечение правонарушений в сфере уплаты налогоплательщиками законно установленных налогов, сборов, других платежей. А это, в свою очередь, обеспечивает поступление в различные бюджеты бюджетной системы России необходимых денежных средств.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Российская газета. – 06.08.1998.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Российская газета. – 24.07.2004. - № 0(3534).
  4. Агабабян В.Э. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации // Полиматис. – 2018. - №9. – С. 13-18.
  5. Демин А. В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 c.
  6. Крутова Я.А., Очаковский В.А., Корытина Т.Е. Налоговая тайна и ее обеспечение // Вестник краснодарского университета МВД России. – 2018. - № 3(41). – С. 122-126.
  7. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М., 2009. – 473с.
  8. Левчук К.В. Проблемы организации налогового контроля в Российской Федерации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LIV-LV междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(53). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2015.
  9. Мирошник С. В., Немыкина О. Е., Девятых Н. В. Актуальные вопросы обеспечения налогового контроля// Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. – C. 82-85. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-pravovogo-obespecheniya-nalogovogo-kontrolya/viewer (дата обращения: 03.11.2019).
  10. Решетняк А. В. Налоговый контроль как правовая категория // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1338-1341. — URL https://moluch.ru/archive/115/30657/ (дата обращения: 03.11.2019).
  11. Саакян М.А., Архиреева А.С. Налоговая тайна и ее особенности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 2. – С. 117-120.
  12. Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2018. - № 1. – С. 15-27.
  13. Отчет Федеральной налоговой службы о результатах контрольной работы налоговых органов на состояние 01.01.2019 — URL https://www.nalog.ru/rn01/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8518552/ (дата обращения: 15.11.2019).
  14. Исследование "Право.ru": ФНС стала судиться в четыре раза меньше https://pravo.ru/review/view/144722/
  15. План деятельности ФНС на 2019 https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/planFNS2019_1.pdf (дата обращения: 03.11.2019).
  • ФНС начала сообщать о долгах по налогам через SMS и банковские приложения https://rg.ru/amp/2019/09/04/fns-zapustila-pilotnyj-servis-po-informirovaniiu-grazhdan-cherez-sms.html (дата обращения: 03.11.2019).

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. Ст. 57

[2] Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2018. - № 1. – С. 15.

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Российская газета. – 06.08.1998. Ч. 1 ст. 82

[4] Решетняк А. В. Налоговый контроль как правовая категория // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1338-1341. — URL https://moluch.ru/archive/115/30657/ (дата обращения: 03.11.2019).

[5] Там же.

[6] Агабабян В.Э. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации // Полиматис. – 2018. - №9. – С. 14.

[7] Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М., 2009. – С. 128.

[8] Исследование "Право.ru": ФНС стала судиться в четыре раза меньше https://pravo.ru/review/view/144722/ (дата обращения: 03.11.2019).

[9] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Российская газета. – 24.07.2004. - № 0(3534). Ч. 5 ст. 4

[10] ФНС начала сообщать о долгах по налогам через SMS и банковские приложения https://rg.ru/amp/2019/09/04/fns-zapustila-pilotnyj-servis-po-informirovaniiu-grazhdan-cherez-sms.html  (дата обращения: 03.11.2019).

[11] Крутова Я.А., Очаковский В.А., Корытина Т.Е. Налоговая тайна и ее обеспечение // Вестник краснодарского университета МВД России. – 2018. - № 3(41). – С. 123.

[12] План деятельности ФНС на 2019 https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/planFNS2019_1.pdf (дата обращения: 03.11.2019).

[13] Отчет Федеральной налоговой службы о результатах контрольной работы налоговых органов на состояние 01.01.2019 — URL https://www.nalog.ru/rn01/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8518552/ (дата обращения: 15.11.2019).

[14] Решетняк А. В. Налоговый контроль как правовая категория // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1338-1341. — URL https://moluch.ru/archive/115/30657/ (дата обращения: 09.11.2019).