ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF OPTIMIZATION OF THE CHEMISTRY EDUCATION PROCESS

В век стремительного развития информационных и коммуникационных технологий необходим процесс модернизации образования и усовершенствования методов обучения. В связи с этим в процесс обучения внедряются различные цифровые и электронные образовательные ресурсы. Такое внимание к качеству образования связано с тем, что правительство страны заинтересовано в развитии у общества умений и навыков, способности использовать полученные знания на практике, а также самостоятельно вносить различные новшества в образовательный процесс.

         Поговорим об электронных образовательных ресурсах. Электронными образовательными ресурсами называют такие средства информации, которые представлены в электронном виде. К ним относятся электронные издания многих известных авторов, мультимедиа-ресурсы и т.д. Одним словом, это те ресурсы, которые можно найти на просторах глобальной сети Интернет.

         Положительным аспектом применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения является то, что у студентов появляется возможность изучить учебный материал самостоятельно, в том случае если они пропустили занятия по тем или иным причинам или же хотели бы глубже изучить материал.

         Еще одной из положительных сторон использования электронных образовательных ресурсов в образовании является то, что студенты могут самостоятельно оценить полученные знания, а преподаватели – проводить промежуточный контроль знаний в дистанционной форме, что заметно облегчает процесс проверки результатов.

         Все большее количество преподавателей разрабатывают свой собственный электронный образовательный ресурс для применения в процессе обучения. Это во многом помогает в развитии информационной компетенции, что соответствует современным требованиям ФГОС, которые гласят о том, что современный преподаватель должен обладать определенным комплексом компетенций.

         В ходе исследования применения электронных образовательных ресурсов как средства оптимизации процесса обучения химии перед нами стояла задача разработать собственный электронный курс для студентов IV курса бакалавриата Химического института им. А.М.Бутлерова Казанского Федерального университета.

         Первым делом мы собрали необходимый материал для разработки электронного образовательного ресурса, который включал в себя тестирования по учебным темам, презентации с видеофрагментами, лекции и т.д. Затем приступили к собственно созданию курса «Проектно-технологическая практика "практикум по демонстрационному химическому эксперименту"».

         Причиной создания данного электронного образовательного ресурса являлось изучение его влияния на познавательную активность студентов и формирование самостоятельной деятельности, а также выявление эффективных методов применения электронных образовательных ресурсов в качестве средства оптимизации процесса обучения химии.

         Прежде чем внедрить данный курс в образовательный процесс, мы опросили студентов по вопросам, касающимся применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения, ознакомленности студентов с данной темой и об отношении к дистанционному обучению.

         Более 80% опрошенных ответили, что уже давно знакомы с электронными образовательными ресурсами и их спецификой. Также они отметили преимущества применения ЭОР в процессе обучения. Таковыми являются: организация самоконтроля полученных знаний, свободный доступ к учебному материалу в любое время суток, формирование самостоятельности и т.д.

         После проведения эксперимента по внедрению электронного образовательного ресурса в процесс обучения студентов IV курса бакалавриата, нами был проведен анализ по качеству познавательной активности студентов и формированию самостоятельной деятельности. Данные приведены в диаграммах (рис.1 и рис.2)

 http://meridian-journal.ru/uploads/2316-5.PNG

Рис. 1. Уровень познавательной активности студентов

 

         Как мы видим по рис. 1 познавательная активность студентов осталась на том же уровне. Это связано с тем, что электронные образовательные ресурсы по назначению являются лишь вспомогательным инструментом в образовательном процессе. С помощью них упрощается процесс оценивания знаний студентов, поиска необходимой информации и т.д. Одним словом, ЭОР выполняют роль оптимизатора процесса обучения.

 

Рис. 2. Уровень самостоятельной деятельности студентов

 

         Данные по уровню самостоятельной деятельности студентов намного отличаются от уровня познавательной активности, что проиллюстрировано на рис.2. Такое соотношение связано с тем, что вследствие доступности учебного материла благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, студенты могут самостоятельно изучить необходимые темы по дисциплине, провести контроль полученных знаний, а также глубже изучить тот или иной учебный раздел.

         Электронные образовательные ресурсы в настоящее время используются практически в каждом образовательном учреждении. Преподаватели повсеместно разрабатывают и внедряют их в процесс обучения.

Электронные образовательные ресурсы – это один из самых эффективных методов повышения качества образования. С помощью них стало возможной реализация дистанционного обучения. Оценивание знаний студентов отныне носит объективный характер благодаря внедрению электронных образовательных ресурсов в процесс обучения. Студенты могут самостоятельно находить необходимый им учебный материал, оценивать полученные знания.

Благодаря внедрению электронных образовательных ресурсов стало возможным обучение детей с ОВЗ, которые не могут посещать учебные заведения, что является значительным прогрессом в структуре образования.

Таким образом, выпуск квалифицированных специалистов в той или иной области возможен при грамотном внедрении электронных образовательных ресурсов и их комплексном применении.

 

 

Литература

 

  1. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 241-243.
  2. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), 2013. № 2 (22). С. 95-97.
  3. Суворова Т. Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования // Информатика и образование. 2014. № 6. С. 43–48.
  4. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23. № 4. С. 92-95.
  5. ГОСТ Р 53620-2009: Национальный стандарт российской федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Дата 2011-01-01.
  6. Суворова Т. Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 2. С. 27–35.
  7. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения и повышения качества образования. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество. Материалы VII межвузовской конференции, посвященной 70-летию Ю.Г. Назмеева (г.Казань, 2122 апреля 2016г.) В 3-х томах. Том 2.-Казань: Издательство «Бриг». 2016. Т. 2. С. 194-198.

 

References

 

  1. Borodina TF Application of electronic educational resources in educational process of high school and definition of their efficiency // the Young scientist. -2014.№13.С. 241-243.
  2. Akolzina EA Use of electronic educational resources in the learning process: merits, demerits // Psihologo-pedagogical journal "Gaudeamus". Publisher: Tambov State University. G.R. Derzhavin (Tambov), 2013. No. 2 (22). P. 95-97.
  3. Suvorova TN Use of didactic possibilities of electronic resources for improving the quality of education // Informatics and education. 2014. 6. P. 43-48.
  4. Isupova NI Methodical features of the application of electronic educational resources. Collection of scientific works Sworld. 2012. T. 23. № 4. P. 92-95.
  5. GOST R 53620-2009: The national standard of the Russian Federation. Information and communication technologies in education. Electronic learning resources. Date of introduction 2011-01-01.
  6. Suvorova TN Didactic functions, possibilities and properties of electronic educational resources // Standards and monitoring in education. 2014. 2. C. 27-35.
  7. Kutsenko SM, Kosulin V.V. Electronic educational resources as a tool for teaching and improving the quality of education. Topical issues of engineering education: content, technology, quality. Materials of the VII Interuniversity Conference, dedicated to the 70th anniversary of Yu.G. Nazmayev (Kazan, April 2122, 2016). In 3 volumes. Volume 2.-Kazan: Publishing House "Brig". 2016. T. 2. P. 194-198.