Межличностные конфликты в школьном коллективе

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, т.к. возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой. Большую часть времени человек проводит на работе или в учебном заведении, общаясь с сослуживцами, одногруппниками, одноклассниками, взаимодействуя с начальством и подчиненными, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что приводит к спорной ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Что же такое конфликт? Принципиальным в понимании конфликта является выделение ключевых понятий - противоречие и интерес. Но не каждые противоречия приводят к конфликту, а лишь те, которые:

- заставляют человека (или группу) осознавать противоположность интересов, которые вызывают противоречия;

- определяют некий уровень соответствующей конфликту мотивации и поведения. [2]

Именно тогда формируется состояние конфликта, реализующееся как столкновение, противоборство между конфликтующими сторонами, а сам конфликт, как отмечает Н.В.Гришина, протекает в сферах:

- совместной деятельности людей и групп;

- в межличностных отношениях;

- в личности участников конфликта. [1]

Сформулируем обобщенное определение конфликта. Итак: конфликт представляет собой систему социально-психологического взаимодействия между людьми или группами людей (конфликтантами) в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, противоположными интересами, угрозами удовлетворения их актуальных потребностей и компонентами иррационального поведения. [4]

Рассмотрим виды конфликтов

Внутриличностный конфликт. Это конфликт в самой личности, при котором происходит столкновение субъективно значимых мотивов, интересов, ценностей, идеалов и других личностных образований.

Межличностные конфликты. Межличностные конфликты наиболее распространены и охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт, в конечном счете, сводится к межличностному. Межличностные конфликты происходят как специфические взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. [4]

Динамика конфликта реализуется в нескольких этапах.

1) Этап предконфликтной ситуации. Характеризуется возникновением и развитием особых конфликтных отношений между субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2) Этап инцидента. Характеризуется осознанием конфликтной ситуации хотя бы одним из участников конфликта. Осознание формирует значительное эмоциональное переживание им этого факта.

На втором этапе могут проявляться критические. недоброжелательные выказывания, ограничение контактов, резкое изменение настроений и прочее.

3) Этап развития конфликта. Участники (один или несколько) переходят к активным действиям, направленным на нанесение ущерба "противнику". Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Одновременно, они могут не осознавать конечных целей конфликта, собственных интересов и до конца не понимать суть и предмет конфликта.

4) Этап кульминации конфликта. Это своего рода верхняя точка развития конфликта, выражается пиковыми значениями и характером проявления. В кульминации конфликт достигает такого накала, что сторонам (хотя бы одной из них) становится очевидно, что продолжать его больше невозможно. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости снизить активность противодействия и искать средства и пути решения конфликта в посреднических сферах. Кульминация - вариант острого конфликта. Часто конфликт не развивается до такой фазы и разрешается на предыдущей.

  • Этап разрешения конфликта. На этой фазе конфликт завершается.[3]

 

 

За основу определения стилей поведения в конфликте мы взяли классификацию американского специалиста в области психологии конфликта Томаса Кеннета,в соответствии с которой выделяются пять стилей:

  1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
    2.приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
    3.компромисс
    4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
    5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Изучив преобладание того или иного стиля в поведении наших респондетов в конфликте при помощи методики Томаса- Килманна, мы можем констатировать, что наибольшее число испытуемых используют такую стратегию поведения в конфликте как компромисс ( 40%). Для людей с подобным стилем поведения характерно, частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. При компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон. Стратегия соперничества выражена у 20% испытуемых, такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Стратегия избегания преобладает у 10% учащихся, часто люди стараются избежать обсужде- ния конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Стратегии поведения, как сотрудничество 50%. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все.

Таким образом у учащихся 9-го класса преобладает стратегия компромисс Для людей с подобным стилем поведения характерно, частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. При компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо пом- нить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения.

 

 

Вывод

Конфликт представляет собой разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликт (от лат. «столкновение») – столкновение противоположно направ ленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Межличностный конфликт – это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация

 

 

Литература 

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2006.
  2. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2007
  3. Никитина Л. С. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подрост- ков // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01
  4. Слепцова Ю.А Причины возникновения конфликтов// Инновационная наука №6/2015
  5. Процкая М.А. Профилактика школьных конфликтов у детей // Международный научный журнал «Символ науки» № 04-2/2017