Критерии формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Criteria for the formation of cognitive interest in children of older preschool age

ФГОС дошкольного образования направлен на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ей, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В этом документе когнитивное развитие рассматривается как образовательное поле, сущность которого раскрывается следующим образом: развитие любознательности и когнитивной мотивации, а также формирование сознания...».

Достижение этих результатов нельзя осуществить без мотивации у детей к познавательному интересу [5].

Большое количество научных работ посвящено проблемам познавательного интереса, его становлению и развитию. Педагогические исследования доказывают, что на познавательный интерес влияют такие факторы: наблюдение, память, внимание, любознательность. Другими словами, интерес представляет собой синтез сложных человеческих процессов (Божович Л. И., Люблин А. А.).

Когнитивный интерес, по мнению Щукина Г. И., является ценным личностным образованием, выражающим отношение человека к деятельности.

Особенность познавательного интереса, по словам Щукина Г.И., состоит в стремлении проникнуть в глубину явлений (а не просто потреблять информацию о них), знание основ особенной области знаний и тщательному их изучению.

Когнитивный интерес сочетает в себе различные личностные факторы. Познавательный интерес, активизирует психику человека на высоком уровне развития. Призывает человека постоянно искать творческую активность.

Профессору Щукина Г.И. принадлежит идея о том, что познавательный интерес к его развитию проходит логические этапы:

  1. любопытство;
  2. любознательность;
  3. познавательный интерес [6].

Не все исследователи придерживаются идеи автора, поскольку эти этапы рассматриваются условно, однако следует отметить, что наиболее характерные этапы-признаки остаются общепризнанными.

Ученые Леонтьев А. Н. [2], Божович Л. И. [1] рассматривали познавательный интерес как сильный мотив для обучения, как важный фактор успеха в приобретении знаний. Все функции обучения органически связаны с познавательным интересом.

Под его влиянием обучение и преподавание проходят эффективно и плодотворно.

Отмечаются также и другие подходы к изучению данного вопроса, в частности, при исследовании Прозорова О.В. были разработаны критерии, на основе которых можно определить уровень формирования познавательного интереса [4].

Анализ характеристик познавательного интереса в приведенных выше исследованиях позволил выявить критерии его формирования у дошкольников.

Данная классификация включает:

  1. компонент,
  2. показатели.

Данные критерии приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии формирования познавательного интереса

 

Компонент

Показатели

 

Интеллектуальный (3-4 лет)

 1. проявление познавательных вопросов;

2.обращенность к изучаемому объекту;

3. представления об окружающем.

 
 
 

Эмоционально-волевой (4-5 лет)

1.проявление эмоций;

2. активность в преодолении трудностей;

3. сосредоточенность.

 
 
 

Процессуальная (6-7 лет)

1.исследовательский подход в решении задач;

2. поиск нестандартного способа решения;

3. обращенность на отдельные стороны познания;

4.  вступление в диалог по поводу познания.

 
 
 

 

На наш взгляд, необходимо учитывать тот факт, что в процессе формирования ребенка существуют установленные закономерности, вызывающие изменения.

Каждая стадия развития основных проявлений ребенка проходит в определенный период.

Прохождение первого этапа характерно для детей 3-4 лет, когда начинает появляться значимое отношение к окружающей среде, проводятся первые вопросы.

Второй этап - для детей 4-5 лет, когда проявляются активность и стремление к независимости, мыслительные процессы становятся более сложными и возникают более сложные когнитивные вопросы.

И, наконец, третий этап (6-7 лет), когда сформировались практические навыки, формы поведения, логика, можно судить о выраженной когнитивной позиции.

Определенные критерии намечают дальнейшую работу, которая направлена на изучение детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в МБДОУ ЦРР «Детство», НСП «Улыбнись» №109 г. Калуга. На этапе выяснения мы использовали различные методы выявления познавательного интереса: методика «Древо желаний» Юркевич В.С., Методика «Таинственное письмо» Прихожан А.М.., Методика «Волшебный цвет» Кригер Е.Э.

Целью этих методов является выявление познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Критерии оценки дошкольников были выделены:

  1. Высокий уровень - стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, ярко проявившийся исследовательский интерес к миру;
  2. Средний уровень - потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретную информацию и довольно поверхностна;
  3. Низкоуровневые дети удовлетворены односложной информацией, например, они заинтересованы в реальности когда-то услышанных сказок, легенд и т. д.

Кратко суммируя результаты, можно сформулировать следующие выводы.

Дошкольники не проявляют интереса к взрослым с когнитивными вопросами по ряду причин: дети не чувствуют интереса к какой-либо области. В связи с этим дошкольники искажают представления о способах получения информации.

При использовании методов выявления познавательного интереса можно судить о степени выраженности эмоционально-волевого и процессуального компонента познавательного интереса и сделать вывод о том, что среди общего числа испытуемых есть дети с высоким уровнем желания проникнуть в причинно-следственную связь.

Взаимосвязь явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Таким образом, у каждого наблюдаемого ребенка компоненты развиваются неравномерно.

Дальнейшая работа заключалась в разработке условий для формирования познавательного интереса:

  1. когнитивное общение с ребенком;
  2. развитие познавательной мотивации;
  3. распространение детских представлений о способах познания мира.

Результаты исследования привели нас к выводу, что ключом к формированию познавательного интереса является когнитивное общение ребенка с окружающими. Это может быть выражено в различных формах.

Были определены средства педагогической работы: эмоционально позитивная атмосфера, инновационные источники когнитивной информации (с использованием метода кейса). Эти инструменты были успешно внедрены в работу.

Список литературы:

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст / под ред. Леонтьев А. Н. // – М.: Педагогика, 2005. – 352 с.
  3. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] /под ред. Д.Б. Годовикова// – 2011. – №1. – С.28–32.
  4. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса// Вестник ТГПУ.  №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa (дата обращения: 11.11.2019).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 282 с.