Воспитание толерантности у учащихся на примере английского языка

EDUCATION OF TOLERANCE ON THE EXAMPLE OF THE ENGLISH LANGUAGE

Задача по воспитанию у учащихся такого качества как толерантность, является темой больших дискуссий во всем мире. Одной из важнейших задач современной системы российского образования является повышение качества образования во многом за счет развития у учащихся качества толерантности. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова, толерантностью является терпимое отношение к другому мировоззрению, внешнему виду и образу жизни [4, с. 131].

Работа по формированию толерантного сознания у юного поколения должна быть интересной и разнообразной. В данном случае, уроки английского языка представляют большие возможности для формирования многогранного развития личности, поскольку английский язык, будучи средством межнационального общения, обеспечивает также и межкультурное взаимодействие.

Технология диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности учащихся. Рассматривая данный аспект с точки зрения воспитательного процесса, здесь главной задачей стоит формирование у учащихся представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников терпимости к расовой и этнической принадлежности, а также уважения к другим культурам. Диалог культур является эффективным средством борьбы против национальной неприязни при условии, что учебный процесс не ограничивается лишь сравнением своей культуры с культурой иностранной. Настоящий диалог культур включает в себя, прежде всего, знание чужой культуры. Под знанием здесь подразумевается умение воспринимать, анализировать, оценивать, а также находить схожести и различия в иностранной культуре [1, с. 12].

Согласно новому образовательному стандарту, методика преподавания иностранного языка предполагает:

-освоение правил речевого поведения, необходимых для овладения устной речью на английском языке;

-расширение лингвистического кругозора через социализацию и развитие познавательной сферы;

-формирование интереса к носителям другого языка, на основе знакомства с жизнью сверстников из англоговорящих стран.

Преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, вобравшегося в себя разнообразие культурного наследия своего народа и народов других стран, осознанно стремящегося к межкультурному общению посредством изучения английского языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, лучшему усвоению учебного материала, а также положительно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся [3, с. 62].

Помимо диалога, весьма результативным методом являются ролевые игры на уроках английского языка. Будучи заинтересованными, дети способны вжиться в роль, познавая обычаи и традиции страны изучаемого языка. Так, к примеру, при изучении темы «Новый Год в Великобритании», мы изучаем не только традиции празднования нового года в Великобритании, но и других англоговорящих стран. При таком необычном подходе построения занятий, у учеников появляется возможность обсудить особенности празднования данного праздника в своей стране и сравнить на конкретных примерах. Таким образом, приучая детей к культуре англоговорящих национальностей, мы учим их видеть новое и интересное в чем-то совершенно незнакомом [2, с. 13].

Говоря о формах организации внеурочной деятельности, их существует несколько и каждое образовательное учреждение вправе устанавливать программу внеурочной деятельности самостоятельно, исходя из целей на определенный учебный год или специфики своей образовательной программы. При организации внеурочной деятельности при изучении английского языка, важно ее отличие от уроков, ее увлекательная и необычная форма. При подготовке и, непосредственно, проведении внеурочных занятий, у учащихся развиваются мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес к иностранному языку и, что не мало важно, уверенность в своем умении пользоваться языком как средством общения [1, с. 27]. Внеурочную деятельность по английскому языку можно разделить на следующие направления:

  1. Учебно-исследовательская деятельность, особенностью которой является непосредственная возможность учащихся взглянуть на различные проблемы с позиции ученых или исследователей. В данном случае, учебно-исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной деятельности. В свою очередь, среди форм организации учебно-исследовательской деятельности, можно выделить следующее:
  • экскурсии с заранее обозначенными маршрутами, целями и программой деятельности;
  • участие учащихся в конкурсах, олимпиадах и конференциях, в том числе и дистанционных;
  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение английского языка и дающие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся;
  1. Проектная деятельность, в ходе реализации которой могут применяться творческие, социальные, информационные виды проектов. Количество участников в проектах подобного типа может быть неограниченно, учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах. Более того, проекты могут быть реализованы в рамках одного предмета, в данном случае английского языка, либо на содержании нескольких. Преимуществом данного вида деятельности является то, что в состав участников проектной работы могут входить не только учащиеся, но и также их родители и преподаватели. Среди возможных форм организации результатов проектной деятельности можно представить:
  • документальные фильмы, мультфильмы (к примеру, широко известный американский мультфильм 2013 года «Тамара»);
  • рассказы, стихи, эссе на тему «Что такое толерантный человек?»;
  • наглядные модели, карты;
  • результаты ранее посещённых исследовательских экспедиций, обработки архивов.
  1. Творческо-деятельное направление представляет собой:
  • издание газеты на английском языке, темы могут быть предложены самими учащимися;
  • организация театра на английском языке;
  • проведение тематических праздников народов англоговорящих стран;
  • неделя английского языка.

Больше всего среди самих обучающихся популярен театральный вид деятельности, поскольку театр является один из самых доступных восприятию, ярких и запоминающихся видов искусства. Театр способен оказать влияние на учащихся по двум направлениям: когда ученик является зрителем и когда он выступает в качестве актера [2, с. 16].

Все вышеперечисленные формы организации и направления внеурочной деятельности по английскому языку тесно взаимосвязаны и способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся в современном поликультурном мире. Преподаватели играют огромную роль во всех перечисленных видах деятельности, у обучающихся есть возможность самостоятельного выбора направления. Все это позволяет повысить у обучающихся мотивацию, расширить кругозор и развить коммуникативные способности [3, с. 32].

Таким образом, грамотная организация деятельности учащихся как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности, не только поспособствует расширению кругозора учащихся, развитию их языковых навыков, но также научит детей важному качеству, которым должен обладать человек в 21 веке-чувству толерантности. Совместна работа преподавателей и родителей, выраженная через ознакомление детей с культурами англоговорящих стран, научит подрастающее поколение с терпимостью к другим культурам и с интересом их изучать. 

Список использованных источников

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1.
  2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущности и средства // Внешкольник. 2002. №6. - 12-16 с.
  3. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. № 7.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., М. : 1997. – 131 с.
g