ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Interconnection of Underachievement and psyche of a child

На современном этапе развития и функционирования системы образования проблема успешности обучения приобретает особую значимость. Педагоги, психологи изучают факторы, оказывающие прямое влияние на качество учения ребенка. Психическое состояние ребенка влияет на все сферы его жизнедеятельности, в частности, на его развитие, на формирование необходимых навыков и умений. Если психика ребенка страдает, возникают психологические проблемы, и это в первую очередь отражается на успеваемости ребенка. Под неуспеваемостью мы понимаем недостаточное усвоение учащимся знаний, навыков и качеств, которые предполагается освоить ребенку за определенный период. Низкие отметки в школе, плохая дисциплина, низкий уровень воспитанности учащегося и некоторые другие факторы, которые вызывают неуспеваемость ребенка в школе. В большинстве случаев педагог может только констатировать неуспеваемость учащегося, но он не в состоянии точно и безошибочно определить истинные причины этой неуспеваемости, особенно если он ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетентности [4].

Различные нарушения психического здоровья детей являются одной из причин школьной неуспеваемости, трудностей в обучении, в овладении школьной программой. В условиях воздействия информационного потока с одной стороны, и реформирования образования, требующего внедрения инновационных технологий обучения, с другой стороны, проблема психического здоровья детей является особенно актуальной. Психическое развитие индивида в детстве происходит непосредственно в условиях обучения и воспитания. В тоже время, для того, чтобы успешно обучать и воспитывать детей, надо знать их возрастные и индивидуальные особенности, умственные, эмоциональные, волевые качества и недостатки, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику [2].

Учащиеся, которые по каким-либо причинам являются неуспевающими, работая не всегда верно и часто медленно, регулярно нарушая школьные требования, получают множество замечаний, плохих отметок и наказаний. В результате этого их постоянными спутниками становятся тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой  или перед неизбежным порицанием, и многие другие отрицательные чувства и эмоции, которые влияют на их психику. Ребята начинают постепенно внутренне ориентироваться на неуспех, так как не верят в себя и в свои возможности. Это чувство формируется в течение относительно длительного времени, становится устойчивым и справляться с ним педагогу и ребенку очень сложно.

Отметим, что успеваемость ребенка во все времена была одной из самых существенных предпосылок к тому, каким образом относятся к ребенку его одноклассники. Постепенно к ребенку формируется пренебрежительное отношение других детей в классе. Школьные проблемы учащегося способствуют развитию негативного резонанса в семье, что приводит к конфликтам, выяснениям отношений, порицанию ребенка, в результате чего он может еще больше замкнуться в себе, считая себя неполноценным, неудачливым, не таким, как все.

Встречаются ситуации, где родители неадекватно оценивают возможности и способности своих детей и ждут постоянно от них успехов, а при их отсутствии не стараются выяснить причину неудач, а сразу ругают, высмеивают, наказывают и ставят в пример более успешных учеников [4]. Все эти действия неизбежно влияют на внутреннее состояние ребенка, на его психическое здоровье.

Очень часто из-за неуспеваемости у детей отмечается повышение тревожности, состояния тревоги. Тревожность как психологическое состояние личности способны оказывать сильнейшее влияние на самооценку личности, на отношение человека к себе самому, на его ценностные ориентиры, а также на его мнению о том, как к нему относятся другие люди, что они о нем думают или что говорят. Тревожность является своеобразным предупредительным сигналом психики ребенка о возможной опасности, она служит самосохранению человека.

Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный конкретный момент, общую тревожность, являющуюся относительно устойчивым образованием, которая может проявляться в абсолютно различные отрезки времени [3]. Психика и неуспеваемость взаимосвязаны как в одном, так и в другом направлении. Если ученик неуспешен по самым различным причинам в учебе, это может отразиться на его психике. Если ребенок имеет какие-либо проблемы с психикой, то это в большинстве случаев отразиться на его успеваемости в школе.

Одной из причин неуспеваемости может быть задержка психического развития у детей. В классе это проявляется следующими признаками: поверхностность эмоциональных реакций, незрелость эмоционально-волевой сферы, которая ведет к несформированности учебной мотивации.

Дети не принимают каких-либо новых требований к поведению: они постоянно опаздывают на уроки после перемены, встают во время урока, ходят по классу, могут разговаривать в полный голос с соседями, подходить к учителю без его разрешения. Они непоседливы, болтливы, не могут подчиняться необходимости выполнять задания не отвлекаясь. Учащиеся превращают учебную деятельность в доступную им игровую, забывая взять необходимые школьные принадлежности, но обязательно кладут в портфель игрушки. Играют на уроке сами, и вовлекают в игру своих соседей по парте. Дети  не дифференцируют «хорошие» и «плохие» отметки, их радует уже сам факт их наличия в тетради. Поведение  таких учеников дезорганизует работу класса в целом.

Ребенок, который по каким-либо причинам имеет задержку психического развития, с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому естественным образом приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости его эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять только то, что непосредственно связано с его интересами. Он не может организовать свое поведение на уроке, но он организован и инициативен в игре. Он плохо прописывает элементы букв, но демонстрирует достаточно хорошие навыки в рисовании. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, а также малый запас знаний и представлений об окружающей действительности [1].

Наше исследование показало, что если у ребенка наблюдается по каким-либо причинам задержка психического развития, это неизбежным образом сказывается на его успеваемости.  Мы наблюдаем потерю внимания, отсутствие мотивации к учебе, невозможность запомнить и воспринять определенную информацию, усвоить необходимые знания, сформировать навыки.

Нарушение баланса между психофизическими возможностями учащегося с одной стороны  и программными требованиями образования с другой, приводит к значительным  трудностям в обучении. Среди неуспевающих учащихся есть дети со  слабой школьной адаптацией, которая имеет доклинический характер расстройств, а также наличие обратной дисфункции, подлежащих коррекции с помощью психолого-педагогических методов [4].

Поэтому так важно вовремя выявлять опасные взаимосвязи неуспеваемости и психических отклонений или расстройств у ребенка, чтобы успеть исправить ситуацию и сохранить здоровье ребенка, обеспечить его успешность в школе. Учебный процесс в школе очень сложен, многогранен. Взаимоотношения с различными людьми (одноклассниками, учителями) в течение дня способны дать почву для развития конфликтов, обид и непонимания. Все эти и многие другие сложные вопросы, возникающие в школьной жизни, призван решать психолог, который поможет справиться с трудными ситуациями и найти правильное решение.

Педагогу общеобразовательных дисциплин очень важно увлечь детей на уроке, держать их внимание в постоянном напряжении, так как в противном случае дети просто не станут слушать учителя и не усвоят материал должным образом. Особое внимание нужно уделять детям, которые по каким-либо причинам не усваивают должным образом материал и отстают от других. Для привлечения внимания и активности детей важно ориентироваться на их личностные качества и интересы. Учитель своим отношением каждый раз подчеркивает необходимость хорошо учиться и усваивать знания, развиваться и совершенствоваться.

Педагогу необходимо хорошо владеть словом, уметь найти для каждого ученика свое объяснение, аналогию, образ, которые помогут именно ему достигнуть результата. При этом важно учитывать его возраст, психологические и личностные особенности.

Для успешной работы с проблемными учениками нужно узнать их с разных сторон. Без знания души каждого ребенка, особенностей  его мышления, восприятия окружающего мира и других важных качеств, педагогу просто невозможно построить грамотную образовательно-воспитательную работу и вовремя выявить взаимосвязь неуспеваемости и психики ребенка, не допустив страшных последствий, сумев помочь ему преодолеть возникающие трудности и полноценно развиваться, должным образом усваивая программу общеобразовательной школы.

 

 

Список литературы

 

  1. Жаринова, Н.Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательном классе / Н.Д. Жаринова // Вестник ТОГИРРО. 2011. – № 1. – С. 2-130.
  2. Коцур, Н.И. Сохранение психического здоровья школьников: психолого-педагогическое исследование / Н.И. Коцур // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2 (2). – С. 100-104.
  3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
  4. Староверова, М.С. Психологический феномен школьной неуспешности / М.С. Староверова // Учебно-методическое пособие. – Саарбрюккен, 2016. – 185 с.