ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

The personality of the teacher in the educational process and his impact on the educational process

Введение

Можно утверждать, что учитель оказывает огромное влияние на эффективность учебно- воспитательного процесса. Его главная роль состоит в передаче знаний, социального и культурного опыта, поэтому квалификация, увлеченность работой, творческое отношение к работе очень важны. Педагогический авторитет личности определяет приемлемую форму выражения и развития дисциплины у детей.

Актуальность

Учитель- тот человек, который оказывает прямое воздействие на учеников: он может улучшить уровень воспитания, эффективность обучения, от учителя зависит благополучное решение сложных и решающих задач обучения. Ему должна быть присуща сила воли, темперамент и заинтересованность в том, что он делает.

Цель:

Изучить роль личности педагога и ее влияние на учебно- воспитательный процесс

 

Задачи:

- изучит требования, выдвигаемые к личности педагога

-раскрыть понятие «воспитательный процесс»

- определить связь между воспитательным процессом и ролью личности

Материалы исследования: анализ литературных источников по проблеме педагога и его роли в учебно- воспитательном процессе

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение

Тема личности педагога является актуальной в современном  мире, благодаря постоянным обсуждениям данного вопроса не только студентами педагогических университетов, но и различными телеканалами, журналистами и учеными. Такой интерес к преподавателю, как к личности  и самому воспитательному процессу, возникает  в силу того, что тема касается напрямую наших детей, их будущего и формирования  их как личностей, то, о чем в современном интернет-пространстве, СМИ и среди многих «небезразличных» людей говорится постоянно.

Воспитательное воздействие напрямую зависит от того, кто его проводит, т.е от того, кто имеет прямое влияние на ребенка. Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность  воспитательного процесса. К личности педагога , как к никому  другому, выдвигаются особенные, значимые требования. К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем.[7, с. 73]

На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям, все-таки учитель- это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок во время взросления. Данные требования подтверждают важность и ответственность профессии, которую выбирает человек. К сожалению, сегодня мы все чаще слышим скандальные новости, связанные именно с учителями. Это происходят не из-за того, что только они подвержены «человеческому фактору» или способны совершать ошибку. Это происходит по причине того, что учитель и педагог – это человек,  который постоянно находится на виду у родителей, детей и людей в целом, за каждым его действием наблюдают, т.к от него зависит кем вырастит и станет их маленькая личность.

Говоря о главных требованиях к преподавателю стоит отметить слова Я.А. Коменского, который утверждал , что учитель должен быть честным, деятельным, широко образованным и трудолюбивым. А. Дистервегом также выдвинута система требований к учителю : любить профессию и детей, в совершенстве владеть предметом, постоянно заниматься самообразованием, иметь сильную волю и твердый характер, быть требовательным , но справедливым. Исходя из данных утверждений , можем заметить, что одним из главнейших качеств у учителя – любовь к детям и профессионализм. Это те качества, которые способствуют плодотворной и правильной работе не только с детьми , но и с их родителями.[6, с. 85]

Воспитательный процесс является одной из основополагающих целей преподавателя. Следует заметить, что во время урока учитель выполняет, так называемую, триединую цель урока, которая включает в себя: образовательную, воспитательную и развивающую цели. Таким образом, мы можем обратить внимание на то, что воспитание ребенка, как личности, является не менее важным аспектом, даже по сравнению с его образованием.  Это происходит в силу того, что воспитательная работа зачастую сложнее, чем образовательный процесс. По мнению А.В. Петровского: «Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования опре­деленных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни производительному труду»

Воспитательная работа подразделяется на основные функции, которые включают в себя:

1) воздействие учителя на ребенка

2) создание атмосферы, в которой воспитание становится возможным

3) коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка

Для того, чтобы достичь соответствующего результата, стоит говорить о понятии «Средства воспитания», благодаря которым и достигаются поставленные цели. «Средства воспитания — с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материаль­ной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная – в младшем школьном, личностное общение – в подростковом, учебно-профессиональная – в старшем школьном возрасте.» [1, с. 45]

Прежде чем определить связь между воспитательным процессом и ролью личности учителя в этом процессе, раскроем понятие воспитательный процесс.

«Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения» [2, c. 115]. В 1980-х гг. А.В. Петровский и В.А. Петровский сформулировали подход, который предполагал рассматривать личность как способность индивида «обуславливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей  через свою представленность в них» [3, c. 20]. Именно благодаря собственному взгляду и представлению о мире, мы реагируем на какие-либо ситуации, принимаем решения. Ребенок же, пока его характер и принципы только на стадии формирования. Копирует поведение, мнение и поступки ближайших ему людей. Чаще всего, это родители и педагоги, именно поэтому о воспитательном процессе стоит говорить как о связной работе учителя и родителей вместе. [5,с. 76]

Для постоянного повышения воспитательно-образовательного процесса , для удовлетворения потребностей детей и их родителей проводятся диагностики педагогической деятельности, учителя проходят аттестации, повышают категории. Также, стоит упомянуть о тестированиях, которые проводятся во многих школах с целью выявления проблем и осознания того, как родители и их дети видят педагогов, которые  с ними работают. [4, стр. 89]

Литература

1.Акимова, Л. А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях : учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.

2.Байкова, Л. А. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 122 с.

3.Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.

4.Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования : учебное пособие / В. И. Беляев [и др.] ; под общей редакцией В. И. Беляева, В. А. Мижерикова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.

5.Интернет-ресурс https://works.doklad.ru/view/ClY9Nfxhbmg/all.html

6.Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с.

7.Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с.