Теоретические и методические аспекты исследования правового сознания в психологии

Theoretical and methodological aspects of the study of legal consciousness in psychology

Несмотря на затянутое изучение проблемы правосознания, объяснение его понятия и сущности, установление  качеств его содержания оказываются все еще актуальными. Так как понятие правового сознания тесно связаны с определением права. Многочисленность взглядов на право, отсутствие в отечественной и зарубежной юридической науке универсального понятия права, используемого теорией и практикой, ставит исследователей к глубокому переосмыслении понятия правосознания [1, с. 6].

Правосознание - это феномен не только сравнительно самостоятельное сообразно к многочисленным внешним ситуациям, но и в большинстве случаев неизменное на протяжении больших отрезков времени. Важно заметить на то, что правосознание есть духовное положение правовой системы, дающая устойчивость последней динамизме развития [2, c. 120].

Правосознанию характерна некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики представляет неведомый тип отечественного правового мышления, представляющий основой российской традиции права [3].

Правосознание связано с процессом социализации тем, что жизненный опыт и практика человека производят влияние на формирование его жизненных установок, отношений, ценностных ориентации в правовой сфере. Также правосознание не только выражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение [4, с. 35].

Делятся три вида правосознания: это общественное, групповое и индивидуальное. Общественное правосознание взаимодействует с правовым принципом — системой основных правовых идей, взглядов и установок, устанавливает устремленность правотворчества и механизмы праворегуляции. Групповое правосознание обуславливает от узкогрупповых интересов, которые неоднократно противодействуют общественным интересам. Индивидуальное правосознание ориентируется правосознанием малых социальных групп, в которых слдержана личность, положеньями ее бытового развитья.

Правосознание разделяют еще на:

-познавательную;

-оценочную;

-регулятивную стороны.

Познавательная сторона правосознания объединена с равным выраженьем правовых смыслов в сознании индивида. Оценочная сторона выражается в личном отношении человека к правовым явлениям (это может быть положительном, безразличном или негативном). Регулятивная сторона заведена на контролирование развитии определенного правозначимого действия, так же рассчитывает присутсствии установки на правоприменительное поведение и отражается в самом этом поведении [4].

Чтобы лучше понять студентов, как они просвещены в области правосознания мы провели исследование методических аспектов в виде опроса. В опросе участвовала молодежь в возрасте от 18-23 лет, те это студенты с 1 по 5 курсы. Исследование было проведено на 80 студентах Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.  Направления обучения: гуманитарные — 40, технические — 40. Распределение по курсам следующее: 1 курс -20; 2 курс-30; 3 курс-20; 4 курс -5; 5 курс - 5. Мы выбрали только те вопрос, которые соответствовали по теме. С помощью этого опросника мы сможем узнать насколько нынешняя молодежь просвещена в правовых вопросах.

Гипотезы:

Различия в правосознании:

- Уровень правосознания у девушек ниже, чем у парней.

-У студентов гуманитарного направления обучения уровень правосознания больше, чем в техническом направлении обучения.

-Соответственно студенты старшего курса больше осведомлены в правосознании, чем младшие курсы.

В процессе нашего исследования мы выяснили, что у студентов гуманитарного направления обучения уровень правосознания составляет 15,52, а студенты технического направления составил 15,45 (при r>0,05). Данные различия не являются статистически значимыми. Гипотеза о том, что у гуманитарного направления уровень правосознания выше, чем у технического не подтвердилась.

В ходе исследования уровня правосознания у студентов старших и младших курсов мы получили следующие результаты: старшие 16,47 и младшие 16,53 (при r>0,05). Соответственно мы не получили особых различий между студентами по уровню правосознания 1-2 и 3-5 курсов.

«Уровень правосознания у девушек ниже, чем у парней» данная гипотеза подтвердилась. Оказалось, что парней интересует больше гражданская (6,01) и деловая (5,28) сфера. А у девушек более сформированной является бытовая (5,77).

В ходе исследования различия у старших и младших курсов было использовано метод Пирсона. Мы выяснили, что уровень правового сознания с возрастом увеличивается.

На данном исследовании мы выяснили, что уровень правового сознания у студентов находится на этапе становления. В связи с этим требуется дальнейшая деятельность всех звеньев вуза в формировании мировоззрения студентов, их жизненной философии и ценностных ориентаций.

Список литературы:

  1. Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии. Теории и прикладных исследований. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Москва : АСТ Москва, 2009.
  3. Минияров В. М. Правовое сознание учащихся в зависимости от их характера : монография. Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2013.
  4. Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова. Самара : ПГСГА, 2010.