ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION IN EDUCATION

Как воспитывать в детях личную ответственность за свой выбор и свое поведение, формировать действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора?

Одной из главных составляющих в решении данной проблемы является, правовое образование, направленное на формирование правовой компетенции.

Школьное образование закладывает основу для дальнейшего развития человека, формирует его отношение к миру, окружающим людям, самому себе. Смыслом современного школьного образования является развитие у учащихся способности конструировать свой внутренний мир на основе ориентаций в мире ценностей, теорий и правил. В этом помогает овладение содержанием правового образования.

Представления о праве и государстве, правах человека и гражданина, должном поведении, школьники получают в рамках предмета - «Обществознание». Собственно вопросы права в школьных учебниках по обществознанию имеют второстепенное значение и носят фрагментарный характер. Исходя из данного подхода, право не составляет самостоятельную область общественных отношений, а выполняет «обслуживающую» иные сферы роль.

Например: упоминается, что среди социальных норм есть правовые; указано на юридическое содержание собственности; говорится о защите прав потребителя и т.п. Фрагментарное изложение вопросов права присуще учебникам по обществознанию для старших классов.

Специальный курс права

Правоведческий курс ориентирован на формирование умений употреблять со смыслом правовые понятия и критерии, характеризовать основные правовые институты, объяснять взаимосвязь государства и права; различать виды судебных дел, полномочия правоохранительных органов. Правовая подготовка школьников это специально ориентированная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Практическую направленность курса права определяют ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически ориентированные к возрастным особенностям школьника. На данном этапе познавательная правовая активность учащихся – важнейшее условие осуществления процесса учения. Без активности ученика процесс обучения не будет результативным. Большую роль будет играть и добровольность обучения. Т.е. ученик сам должен прийти в необходимости правового образования, выбрать правовой, экономический, юридический профиль в системе профильного образования.

Проблемы преподавания права в школах

Основной проблемой учителя в процессе правового обучения является – сделать так, чтобы дети сами почувствовали, что права имеют непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни.

На уроках права необходимо инициировать самостоятельную активность учащихся, выраженную в определенной форме работы. В процессе изучения новой темы целесообразно предлагать учащимся небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Алгоритм ответа нужно пояснить школьникам заранее.

Необходимо выбрать такие работы, которые позволят учащимся, пережить ситуации реализации своих прав.  Заставляют задуматься над проблемами прав человека в отношениях между гражданами и государством, учат детей общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами людей в обществе, создают в классе атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Исходя из проблемы правового образования вытекают следующие задачи:

  1. вооружить участников образовательного процесса правовыми знаниями;
  2. воспитывать отрицательное отношение к правонарушениям;
  3. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;
  4. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
  5. содействовать педагогам и родителям в правовом воспитании детей;
  6. упреждение конфликтных ситуаций в семье и школе, связанных с незнанием правовых основ

Направление работы

«Я и право» (ознакомление учащихся с основами правовых норм РФ)

«Правовая школа родителей» 

«Правовой курс» (правовое просвещение педагогов)

«Полезная информация» (информационно-просветительская деятельность)

 Ресурсное обеспечение

  1. Уроки предмета "Окружающий мир" в начальной школе и курс "Обществознание" в основной и старшей школе.
  2. Внеурочная деятельность: классные часы, интеллектуальные игры, конкурсы.
  3. Нормативные правовые акты, методические разработки, литература по правовому образованию, аудио, видеосистемы, Интернет.
  4. Координационный Совет из числа заместителя директора по воспитательной работе, учителей школы.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для школ необходимо повышение роли и места правового образования на всех ступенях. Это предельно актуально как в свете государственных запросов, связанных с воспитанием правовой культуры подрастающего поколения, так и в интересах и потребностях самой молодежи, которой предстоит справляться с целыми потоками информации, уметь хорошо разбираться в правовом пространстве, решать непростые житейские проблемы в разных правовых отраслях. Выбор правильной модели правового образования позволяет решить целый ряд образовательных проблем: формирует навык и способность учащихся к диалогу, умение реализовывать свои права, не нарушая прав и свобод других людей, практически применять полученные знания, осуществлять поиск нужной юридической информации, составлять базовые документы (договоры, обращения), выстраивать поэтапный «алгоритм» правовых действий в реальной ситуации.