Исследование защитных механизмов у детей с нарушением интеллектуального развития младшего школьного возраста

       Следует отметить в современной психологии есть значительный материал, раскрывающий динамику, механизмы и факторы становления психологических защит у взрослых и подростков, однако эмпирических исследований, посвященных изучению механизмов психологической защиты у младших школьников с нарушением интеллектуального развития мало.

Так как эмпирических исследований, посвященных изучению механизмов психологической защиты у младших школьников мало, мы в нашей работе решили исследовать и сравнить именно младших школьников с нарушением интеллектуального развития и их защитные механизмы со здоровыми детьми. И для этого мы будем использовать методики: «человек под дождем», «САТ», опросник Плутчика Келлермана Конте методика «индекс жизненного стиля» и  В.В.Бойко методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении. В частности, будем использовать проективные методики такие как «человек под дождем» и «САТ» для того чтобы выявить защитные механизмы.

По итогам методик, которые мы использовали для выявления защитных механизмов у детей, можно увидеть следующие результаты.

      Анализ видов психологических защит с использованием результатов обследования по методике САТ показал следующее:

     Рассказ ученика 3а класса, умственная отсталость, по картинке №5: Окно. Кровать. В комнате темно. Медвежата спят. Потом они проснулись. Папа спит. Мама ушла по делам. Мама не покормила детей и поэтому они плачут. « Мама, папа мы хотим есть!». Папа спит, не слышит. Потом разбудили. Папа им кушать приготовил. В этом примере прослеживается попытка уклонения от тревожной ситуации.

    Рассказ ученицы 3а класса, умственная отсталость, по картинке №3: Лев сидит на троне. Он король лев. У него веселое настроение. Король хочет командовать. Он сильный и смелый. По полу бегает мышка. Король может съесть мышку, потому что он Лев.

      В группе здоровых младших школьников достоверно часто наблюдается такой защитный механизм, как проекция, на втором месте вытеснение. Дети с нарушением интеллекта достоверно чаще прибегают к отрицанию и компенсации.

Проективная методика «Человек под дождем»

        Анализируя рисунки, 2 выборок следует отметить что у детей с нарушением интеллектуального развития, на данный момент необходима поддержка, помощь от близких  и авторитетных лиц, это передавалось благодаря элементам защитных механизмов – зонт, верхняя одежда, дополнительные рисунка в виде людей, лавочек, прочего.

Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко.

Диаграмма № 1. Результаты методики диагностики стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко(%)

http://meridian-journal.ru/uploads/2107-1.PNG

      По результатам методики, на диаграмме изображено, что из 10 детей с нарушением развития - 6 (60%) человек имеют высокою стратегию миролюбия, 4(40%) человека избегания и самую низкую стратегию агрессию имеет 1(10%) человек. Из 10 детей с нормальным развитием - 8 (80%) человек высокую стратегию миролюбия, избегание – 2 (20%) и агрессия 0%.

      Судя по данному графику, можно сказать, что у детей с нормальным развитием больше развита стратегия миролюбия, чем у детей с нарушением интеллектуального развития. Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

       Стратегия избегание наоборот вышло меньше у детей нормальным развитием. Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Стратегия Агрессия вышло только у детей с нарушением интеллектуального развития. Агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующей на основе инстинкта.

    Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс Жизненного Стиля.

Таблица 1 - Результаты средних значений индекса напряженности по методике «Индекс жизненного стиля» (%)

МПЗ

Дети младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития

Дети младшего школьного возраста с нормальным развитием

%

%

Отрицание

57,2

49,9

Вытеснение

55

38

Регрессия

54

39,9

Компенсация

57

49

Проекция

59,9

50,8

Замещение

40

37

Гиперкомпенсация

51

29

Рационализация

56,6

46,5

 

Диаграмма №2.

http://meridian-journal.ru/uploads/2258-1.PNG

      Анализ защитных механизмов выявил различия между детьми с нормальным развитием и с нарушениями развития: у последних преобладают защиты по типу «Проекция», «Отрицание», «Рационализация».  Детей, у которых с нормальное развитие значимо выше показатели таких защит как, «Отрицание», «Компенсация», «Проекция».

     Защитный механизм может зависит от личностных особенностей, это является одним из условий формирования родительского отношения к ребенку с отклонениями, наряду структурой нарушения психического развития, с гармонией внутрисемейного взаимодействия и социальным статусом семьи. Например, от типа отношения родителей к интеллектуальной недостаточности своего ребенка напрямую зависит, каким будет фактор адаптации – способствующим или препятствующим.

            Анализируя механизмы защит, младших школьников с нарушением интеллектуального развития и  нормальным развитием, следует отметить, что есть различия. В группе здоровых младших школьников достоверно часто наблюдается такой защитный механизм, как проекция, на втором месте вытеснение. Дети с нарушением интеллекта достоверно чаще прибегают к отрицанию и компенсации.

    Проведенное исследование механизмов защиты у младших школьников с нарушением интеллектуального развития позволило сделать следующий вывод:

- Значимое влияние на выраженность использования различных механизмов защиты может оказать состояние интеллекта.

-  Дети с нарушениями интеллекта используют ограниченный репертуар психологических защит, относящихся к первичным (примитивным) механизмам психологической защиты. Дети с нормальным развитием чаще прибегают к психологическим защитам и используют преимущественно защитные механизмы, соответствующие более высокому уровню личностного развития.

- От типа отношения родителей к интеллектуальной недостаточности своего ребенка напрямую зависит, каким будет фактор адаптации – способствующим или препятствующим

- Защитный механизм может зависит от личностных особенностей, это является одним из условий формирования родительского отношения к ребенку с отклонениями.

        Таким образом, в ходе эмпирического исследования мы выявили следующие особенности механизмов психологической защиты у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и у детей с нормальным развитием имеют своеобразные отличия.

 

 

Список литературы

  1. Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: Фолиум, 1993.
  2. Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Горбунова М.В., Крюкова Е.М., Кустова Ю.А., Моисеева С.В. Копинг-поведение у больных шизофренией с первым психотическим эпизодом и его динамика в процессе психообразования // Социальная и клиническая психиатрия. – 2008. – Т. 18. – № 3. – С. 5–12.
  3. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня…Сомнения и переживания самых младших школьников. СПб.: Речь, 2005.
  4. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопр. Философии, 1971. №9.
  5. Богданова М.В. Особенности психологических защит при психосоматических расстройствах (на примере часто и длительно болеющих): автореф. дис. … канд. психол. наук. – Томск: Том. гос. ун-т, 2005.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. М., 2001
  7. Болдырева Т.А., Явкина О.С. Психосемантическое пространство отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 2. – С. 429–431
  8. Василюк Ф. Е. Процесс переживания // Сб. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: БАХРАХ-М, 2003. — c. 309-336.
  9. Головина С.Г. Механизмы психологической защиты-феноменология, динамика и закономерности становления в младшем школьном возрасте // Журнал прикладной психологии.-2006. №6-2. С.63-69.
  10. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание,1998.